Номер 19 (1015), 21.05.2010
Миро - студент Бременского университета, но сейчас он учится в Одессе. Нам показалось интересным узнать его мнение о различиях в системах образования двух стран, об учебном процессе в Украине.
- У нас в школе нужно учиться 13 лет. Поступить в университет можно только тогда, когда достигнешь высшей ступени школьного образования. Но я после окончания школы решил улучшить свой английский и поехал в Австралию. Там путешествовал и работал. Когда вернулся, поступил в университет.
Миро предполагает, что свой пятый семестр он должен проучиться за границей. На вопрос, почему он выбрал именно Одессу, Миро ответил, что уже был тут по обмену в свои школьные годы и ему понравилось.
- Когда встал вопрос о выборе страны, - говорит он, - я предпочел Украину, потому что заинтересовался её культурой. Я, конечно, понимал, что в Одессе не так ярко представлена именно украинская культура, но хотелось учиться в том городе, который уже знаешь, где есть друзья.
Попав в национальный университет им. Мечникова, Миро выбрал для себя дисциплины, которые показались наиболее интересными.
- Сначала я посмотрел расписание, выбрал предметы по названию. Потом походил на эти лекции и уже точно определил список предметов. Пятый семестр закончился, но я написал заявление и остался на шестой, чтобы лучше выучить язык и особенности культуры. Экзамены я обычно сдаю устно. Письменные работы мне писать трудно. А вот кратко изложить главный смысл для меня не проблема. К тому же преподаватели толерантно относятся к тому, что я иногда что-то говорю неправильно.
Я попросила Миро сравнить систему образования в своей стране и в Украине.
- В Германии, - ответил он, - университет воспринимается, скорее, как семья, куда можно прийти просто отдохнуть. Ты знаешь, что обязательно здесь встретишь кого-то знакомого. Университет - символ общения с другими людьми. В Украине по- другому. Общение не очень удается из-за того, что перерывы между парами всего по 10 минут, и просто не успеваешь познакомиться. Нет также и большой столовой или других специально отведенных мест отдыха, где можно было бы пообщаться со студентами и преподавателями.
Университет в Украине больше похож на школу. Здесь строго, как в школе, и слишком много лекций. Главная роль принадлежит преподавателю, он стоит и начитывает материал, а студенты, в лучшем случае, слушают его, а то и разговаривают, слушают музыку. В Германии студенты сами должны работать, проявлять инициативу. В университетах у нас не так много лекций, и они проходят немного по-другому. Преподаватель не только рассказывает, но и демонстрирует разнообразные материалы, дает задания в группе, направленные на наработку практических навыков. Большое количество тем отдается студенту для самостоятельного изучения.
Миро не нравится, что наши преподаватели часто опаздывают на лекции.
- Был у нас как-то один преподаватель, так он мало что опаздывал, так ещё и устраивал на лекциях "шоу". Я не понимаю, зачем это. Преподаватель в первую очередь должен дать информацию, за что он тогда получает деньги?!
У нас, конечно, к этому другое отношение. Опоздание преподавателя воспринимается, как возможность лучше подготовиться к занятию или заняться какими-то своими делами. А отмена лекций или семинаров - просто праздник. Поэтому такие вопросы преподавателя, как: "Вы не против, если я вас раньше отпущу?" или "Вы не будете против, если я вас на несколько минут оставлю?" - воспринимаются как риторические. А их извинения за это вызывают улыбку и реплики (про себя, конечно): "Могли бы и вообще не приходить". И вправду, совсем, как в школе.
В конце нашего разговора Миро подытожил:
- Быть студентом университета - привилегия. Студенты очень инициативны. Всё время что-то изобретают. Они имеют больше свободного времени, чтоб заниматься тем, чтобы им нравится.
Анастасия БАБАК.