Номер 19 (764), 20.05.2005
"Контрабанда стоп!". Служба для честных. Выход на смену со ста гривнами в кармане, но без мобильника. Прозрачные стены кабинетов. Камеры слежения (а возможно, и прослушивания). Все это облик новой украинской таможни. Так её представляют себе люди власти и такой намерены сделать. Задача не из легких.
Впрочем, когда за дело берутся знатоки, нерешаемых задач, очевидно, не бывает. На два узловых ведомства, связанных с пересечением грузами границы, назначены вчерашние (только ли вчерашние?) предприниматели. Мы имеем в виду Минтранс и Гостаможенную службу. Они-то сами прекрасно знают, какие схемы существуют для техничного обхода таможни, и, предполагается, умеют с этим бороться.
Нам доложили, что первый квартал текущего года дал казне куда больше платежей, чем аналогичный период прошлого года. Этому, правда, предшествовала почти двухмесячная война в портах и пунктах пропуска, когда на складах скопились десятки тысяч контейнеров и фур, не предъявленных к досмотру. Народ выжидал. Страна пыталась выжать максимум. Пошли массовые протесты импортеров. Власть оперативно разработала изменение таможенных пошлин в меньшую сторону. Но чтобы для всех по-честному. Не знаем, было ли именно так, но движение началось. Грузы пошли в страну. Цены на многие из них по-честному поднялись. Подросла инфляция. Государство чуток выиграло. Народ нет.
Чехарда с таможенными льготами, их отменой и корректировкой продолжается. Как продолжается и незримая война предпринимателей за сохранение своих денег путем минимизации различных выплат. Зачастую только это и дает возможность сохранить свой бизнес. Ибо в противном случае цены становятся неконкурентоспособными.
Почему? Это другой вопрос. Здесь нужно искать пути чистой контрабанды через длиннющую границу с Россией и через непризнанное Приднестровье. Сами пограничники и таможенники утверждают, что невозможно надежно закрыть все проселочные дороги и объездные пути, поставить контролеров возле каждого таможенника в глубинке, где и проскакивает огромное количество нелегальных грузов. Всяких.
Оборудованные по последнему слову техники таможенные посты в Одессе и Ильичевске, в том же волынском Ягодине или закарпатском Чопе всей проблемы не решат. Есть еще десятки мелких легальных переходов и сотни нелегальных. Страна у нас большая. Колючей проволокой не обтянешь.
Очевидно, нужно искать экономические рычаги. Такие,
например, как отмена пошлин на товары, которые вообще не
производятся в стране. Или снижение НДС на импорт до 5-10
процентов, чтоб бизнесменам было не накладно выплачивать их
сполна. Предпринимателям, насыщающим рынок и создающим рабочие
места, надо идти навстречу, а не вести с ними войны. Наверное,
в этом стоит поискать варианты решений.