Номер 6 (951), 20.02.2009
Председатель постоянной депутатской комиссии по ЖКХ и ТЭК Валерий Матковский делится своим видением управления жилищно-коммунальным хозяйством города.
- Сегодня у нас, к сожалению, не могут понять, что мы, органы власти, навязываем жителям систему управления и предприятия, которые их будут обслуживать. У людей просто нет выбора. Нужно поменять саму систему взаимоотношений, то есть дать право жителям самим выбирать ту структуру, которая будет их устраивать в сфере оказания услуг по содержанию домов и придомовых территорий.
Когда-то - в 2003-м, 2004-м мы говорили о том, что надо создать рынок предложений. Можно провести такую параллель. В 90-е годы колбасу, макароны мы возили из Польши, потому что в Украине не было их производства, не было предложений. Потом те, кто возил товары сюда, заработали на нас деньги, создали предприятия и стали выпускать продукцию, которая в Украине стала конкурентоспособной, снизилась цена, улучшилось качество, мы отказались от польской продукции и начали покупать свою. Здесь то же самое. Ничего не надо менять. Надо только дать возможность тем людям, которые имеют желание заниматься данным видом услуг, получить возможность доступа к жителям и к самой структуре.
А сегодня есть ЖКС, и на каком основании вы заключите договор с каким-то домом? В то время у нас такая возможность была, так как был ДЕЗ, и он заключал договор на содержание и обслуживание домов, были договорные отношения. А сейчас ЖКС, у них в структуре дочерние предприятия без расчетного счета, без ничего, и жители в договорных отношениях. А я предлагаю создать управляющие компании, которым бы жители делегировали право от их имени заключать договоры со всеми, с кем они считают необходимым и кто будет нести ответственность перед потребителями услуг. У жителей отпадет необходимость сидеть дома и ждать, пока вам составят акт, что вам не оказывают какую-то услугу. Есть управляющая компания, вы позвонили, сказали, что у вас нет воды или парадная не убирается. Пришел представитель управляющей компании, зафиксировал, вызвал то предприятие, которое оказывает услугу, и сделал от имени жителей все, что необходимо. Но это не значит, что тариф в связи с введением управляющей компании увеличится. За счет "других услуг" все покроется. Это решаемая проблема.
Возвращаясь к теме тарифов. Первое, что необходимо, - осуществить правильный обсчет, предоставить его людям, чтобы они посмотрели и высказали свои замечания, убрали все шероховатости по площадям, почему тарифы неравномерны. Потом утвердить это. Второй вариант - принять решение, какие обязательства возьмет на себя город, чтобы снизить нагрузку на людей. И третий - развести по времени введение тарифов. Для того чтобы, когда будут утверждены тарифы, сказать людям: с определенного числа будет введен такой-то тариф, распишитесь, что вы с этим ознакомлены, вам дается срок 2 или 3 месяца, чтобы успеть собрать все необходимые документы, отнести в управление соцзащиты и получить дотацию. Конечно, будут всякие нюансы - кто-то в отъезде, за границей и т. д., но основная масса это бы сделала.
Поэтому, когда сегодня господин Тельвак заявляет, что "мы же не сразу ввели тарифы, а плавно - часть услуг включили в один месяц, потом часть услуг добавили" - на каком основании? Если эта услуга есть, то она должна была быть включена с самого начала, если ее нет, то ее не надо было потом вводить. Мало того, людям надо было дать возможность выбрать, от каких услуг они могут отказаться. Например, от уборки лестничных клеток. Я, например, у себя убираю сам, и мою полы на лестничной клетке на первом этаже. Если бы мы прошли такую процедуру, никаких проблем не было бы.
На сегодняшний день тот тариф, который существует, позволяет спокойно работать управляющим компаниям. Пройдет не так уж много времени, и за этот рынок услуг, поверьте мне, будет борьба.
"Думская.net".