Номер 10 (1057), 18.03.2011

ШОК... И НИКАКОЙ ТЕРАПИИ

Окончание беседы с кандидатом экономических наук, руководителем "Ассоциации содействия муниципальным реформам и защите прав городской громады" Владимиром Максимовичем о состоянии жилищно-коммунального хозяйства и путях реформирования системы ЖКХ. Начало см. "Порто-франко" от 11 марта).

- Как, с вашей точки зрения, необходимо реформировать систему ЖКХ?

- Чтобы избежать катастрофы, необходимо незамедлительно приступить к созданию такой схемы содержания и обслуживания жилья, которая способна на основе самоуправления и самофинансирования наиболее эффективно содержать жилой фонд, проводить текущие и капитальные ремонты, активно участвовать в развитии городского хозяйства с минимальными дотациями из местного бюджета. Необходимо заинтересовать собственника этого жилья в его наиболее эффективном использовании, пробудив в нем чувство хозяина, изменить само отношение граждан к жилому фонду.

Однако правительством Украины не разработана программа реформирования системы ЖКХ, не принят Жилищный кодекс. Так что недалек тот день, когда призыв: "Спасайся кто как может" - станет главным.

Абсолютно ничего не делается в вопросе спасения жилого фонда Одессы. Одесский городской совет на протяжении пяти лет упрямо не замечает надвигающейся катастрофы. И промолчать сегодня - значит фактически поддержать преступную бездеятельность.

В интервью нового руководства УЖКХ города опять звучит - "надо добиваться стопроцентной оплаты услуг всеми жителями города". Никто не спорит - за услуги надо платить. Но ведь такое повышение уже было, и результат его известен - качество услуг не только не повысилось, жилищно-коммунальные услуги в 2005-2010 годах вообще перестали оказываться. Парадные жилых домов и прилегающих территорий в эти годы превратились в мусорную свалку, в мусоропроводах завелись крысы, подвалы большинства домов залиты канализационными стоками...

В результате многие жители перестали оплачивать такие услуги. Круг замкнулся - нет услуг, нет оплаты. Но страдает и разрушается наше жилье.

И вот, не реформируя систему управления ЖКХ, просто повысили тарифы на жилищно-коммунальные услуги. При этом не предполагается какое-либо участие жителей в управлении домом, контроле за качеством оказываемых услуг и возможность повлиять на работу организаций, оказывающих эти услуги. У жителей остается только обязанность - молча платить, оставаясь совершенно беззащитными перед ЖКСами.

А ведь у Одессы имеется достаточный опыт в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Пусть не во всем положительный, но все же - опыт. Предпринятый в 2003-2004 г. "пилотный" вариант реформ ЖКХ города всячески саботировался не заинтересованными в такой реформе работниками УЖКХ.

Итог вполне закономерен. Но даже из допущенных просчетов необходимо извлечь урок.

Этот опыт очень ценен, так как мы не только уже знаем как не следует реформировать, но и как проводить реформы. Тогда за год мы поняли, что административными методами управлять приватизированным жильем в условиях рыночной экономики - невозможно. Изучив опыт реформирования ЖКХ в Восточной Европе и Прибалтике, привлекая к созданию концепции реформирования ряд известных ученых одесских вузов, наша ассоциация еще в марте 2005 г. предложила городскому совету оптимальный вариант программы реформирования. Эта программа реформирования обсуждалась на десятках "круглых столов" и совещаний с представителями районных администраций, ДЕЗоВ, ОСМД, ЖСК, научными работниками и лидерами партийных и общественных организаций, а также членами специально созданной депутатской комиссии Одесского горсовета. Направив в марте 2005 г. данные предложения по проведению реформ премьер-министру Украины, мы получили полную поддержку и резолюцию лично премьера: "Надати максимального сприяння в реалiзацi⌡ програми реформування житлово-коммунального господарства мiста". По своей сути, данная программа отменяла крепостные отношения в ЖКХ города, заменяла административные методы управления рыночными, предоставляя жителям города возможность самостоятельно управлять принадлежащим им имуществом.

В основе этой программы: создание домовых комитетов в каждом доме, назначение управляющих домами в каждом большом доме или на группу домов, заключение договоров на все виды услуг с предоставлением права домовым комитетам подписывать ежемесячно акты об оказанных услугах и выполненных ремонтных работах, открытие расчетных счетов для каждого дома для аккумулирования на нем платежей за жилищно-коммунальные услуги, а также предоставление права самим жильцам распоряжаться ремонтной составляющей тарифов, наконец - четкий план капремонтов жилых домов.

Смена власти в Одессе в апреле 2005 г. поставила крест на всех этих планах и идеях. Весь накопленный опыт реформирования был решительно отброшен только потому, что инициатором реформирования и его главным генератором был Руслан Боделан. Не надо быть Нострадамусом, чтобы спрогнозировать последствия этой страусиной позиции. Они поистине ужасны. Это гибель людей под завалами рухнувших домов, прозябание в общежитиях и гостиницах десятков тысяч одесситов, потерявших жилье, отсутствие элементарных жилищно-коммунальных услуг у тех, чье жилье пострадало. А если в Карпатах произойдет небольшое землетрясение (не более 3-4 баллов), то многим из нас придется жить в палатках во дворах домов.

Я уверен, что пришло время немедленно, безотлагательно заняться реформированием жилищно-коммунального хозяйства города. Программа реформирования ЖКХ - актуальна и сегодня. Необходимо отложить в сторону политические разногласия. Ведь главное - результат.

Для проведения муниципальных реформ и создания в Одессе наиболее эффективно работающего механизма управления городом, необходимо не только на 30 % сократить аппарат чиновников, но и в максимальной степени использовать имеющийся мировой опыт по реформированию структуры управления городом. Это позволит обеспечить интересы и жильцов, и муниципальных органов власти и коммунальных предприятий.

- А знакомо ли нынешнее руководство, города с вашими идеями?

- Концепцию Программы реформирования среды жизнедеятельности Одессы с конкретными предложениями я передал А. Костусеву и предложил свою помощь в реализации еще в декабре 2010 г. Пока жду ответа.

Беседовала Инна ИЩУК.