Номер 47 (894), 14.12.2007

ВОДА, ТРАНСПОРТ И ОДЕССА

Международный черноморский транспортный форум в Одессе стал уже традицией. Ведь он не только демонстрирует последние достижения украинских и ведущих мировых производителей, но и становится местом профессионального общения специалистов.

В этот раз на форум собрались компании более десяти стран.

КАЖДЫЙ - О СВОЕМ, А ПОЛЬЗА - ОБЩАЯ

Транспортники прибыли на форум с разными целями. Одни - только познакомиться и себя показать, другие с готовыми предложениями, третьи - как постоянные партнеры.

- Нас интересует развитие интермодальных перевозок, - сообщил вице-президент Ассоциации международных перевозчиков России Евгений Судаков, - между транспортниками России и Украины сложились теплые и дружественные отношения, которые положительно влияют на развитие двусторонних и транзитных перевозок.

- Считаю, что развитие транспортной системы - ключевой фактор ускорения интеграции экономики стран Черноморского бассейна в мировую, - сказал начальник азербайджанского Каспийского морского пароходства Айдун Баширов. - Мы заинтересованы в развитии отношений с Украиной.

- Через Одессу проходит много транзитных грузов, - заметил главный специалист по маркетингу перевозок департамента корпоративного развития Казахстана Галл Эат, - в основном это металлы, хлопок. Мы хотим увеличения объемов грузов, так как нам выгодно везти их через Одессу.

- Вся Европа строит корабли, - заявил директор судостроительной компании Стефан Ставрей, - в Болгарии судостроение развивается семимильными шагами. Нам интересно было предложить Украине строить у нас корабли. Тем более, что мы имеем большой опыт. Судоверфи в этом году исполняется 125 лет.

ОДНАКО ЗА ВРЕМЯ ПУТИ БАНАНЫ МОГЛИ...

Исторически, Украина располагается на пересечении важнейших товарных потоков, связывающих Европу с Ближним Востоком, Закавказьем, Индией. Но чтобы говорить о высокой транзитности региона, надо учитывать ряд факторов: минимум пропускных платежей, пропускная способность (таможенных пунктов, пролива Босфор), конкуренция товаров и организация перевозок. По всей видимости, Украине предстоит еще много работы, чтобы привести эти параметры к мировому уровню.

Вот что, к примеру, рассказал адвокат А. Старобогатов:

- Мы говорим о необходимости развития морских коридоров и привлечение иностранных судовладельцев в наши порты. Но то, что происходит на украинской таможне, зачастую вызывает недоумение клиента: Почему отбирают товар, транспорт, груз? За первое полугодие 2007 года задержано товаров на 27 млн гривен. Из них конфисковано всего на 2 млн гривен. Следовательно, все остальное возвращено. Но с какими потерями для клиента. Меньше, чем за два месяца, материалы не подготовишь. А два месяца простоя судна - огромные деньги. Готов ли клиент в таком случае везти груз через Украину?

Таможенные организации намеренно затягивают процесс. И в подтверждение этому масса примеров. Одна из формулировок - "неправдивые сведения в документах, предоставленных для перемещения товаров через таможенную границу" - позволяет таможенным органам использовать выявление любых неточностей для длительного задержания груза и транспортных средств. Взять хотя бы судно, доставившее мужские рубашки. В накладной значилась, что половина из них - красного цвета, половина - синего. Но синих оказалось больше, и за это груз был задержан. Хотя на его стоимость цвет рубашки ни в коем случае не влиял. Или иной пример. Прибыли бананы. Отправлялись они в путь зелеными. Этот цвет и был обозначен в товаросопроводительных документах. Но прибыли в Одессу уже спелыми, желтыми. Их тоже задержали на длительный срок до выяснения.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ ПЕРЕВОЗЯТ НЕБЕЗОПАСНО

Морской транспорт называют зоной повышенной опасности. Транспортировка грузов иногда приводит к взрывам и пожарам, смещению на борту судов, а также негативному действию на экипаж, - сообщает специализированная организация по оценке транспортных опасностей грузов "МОРСЕРВИС". Поэтому международная конвенция по охране человеческой жизни на море обязывает грузоотправителя сообщать капитану всю необходимую информацию о грузе, чтобы обеспечить меры предосторожности для безопасной перевозки. Но зачастую экспедитор опасный груз перевозит под другим наименованием, чтобы не оформлять документы и сэкономить. Частым стало явление, когда на контейнеры не наносятся специальные знаки опасности с целью сокращения промежуточных проверок.

В настоящее время в портах Украины находятся на хранении и под обработкой некоторое количество грузов, опасных при перевозке навалом: зерновые и масличные культуры, каменный уголь, широкий спектр руд и минеральных удобрений. Эти грузы предназначены для перевозке в таре, что не выполняется.

Ущерб судну доставляет и неправильная укладка и размещение груза. Из-за недобросовестной укладки металлопродукции в Китае, работники местного порта не разместили груз на прочном основании, не уложили его в специальное седло, прочно прикрепленное к основанию. Во время морского перехода груз был сорван с крепящих его клиньев и свободно перемещался по контейнеру во время качки судна.

"ЗАЙЦЫ" В БАЛЛАСТЕ

Во время форума была обсуждена проблема смены балласта судами. Именно в нем к нам прибывают "гости" из южных морей. Таким образом в Европу из стран Востока была завезена кишечная палочка. А в Одессу попали некоторые водоросли и рапаны.

Экологи предложили использовать на судах ультразвуковой аппарат, который бы озонировал и стерилизовал воду. Это недешевый способ, но намного более безопасный, чем сбрасывать балласт в море.

В целом транспортный форум в Одессе принес большую пользу его участникам.

Подготовила Инна ИЩУК.