Номер 06 (853), 16.02.2007

ЦЕНА ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшее образование в нашей стране по-прежнему в цене, поэтому когда вы устраиваетесь на более или менее хорошую работу, работодатель обязательно спросит (либо попросит отметить это в анкете) – какое у вас образование? Ответ "учусь на заочном", как правило, почти всех устраивает. Если уже учишься, значит, почти имеешь высшее образование. Но все это до поры до времени. Приходит время сессии, и тут начальник уже начинает проявлять некоторое недовольство. Первый раз, скрепя сердце, подпишет вам соответствующий документ – вызов на сессию. Второй раз, уже попросит вас "заходить на работу, хоть иногда". А вот в третий раз последствия могут быть самые непредсказуемые.

Как известно, заочники, в отличие от студентов стационара, учатся не пять лет, а шесть. Сессии бывают два раза в год, то есть 12 раз за весь процесс обучения, плюс к этому еще и две сессии для написания квалификационной и дипломной работы – это не каждый начальник выдержит! Отсюда: "Вы еще смеете просить меня об отпуске!" Как будто на сессиях отдыхают, а не учатся. Вот и приходится студенту-заочнику весь период обучения выбирать между работой и учебой.

Работая официально – с трудовой книжкой, со всеми налогами – студент-заочник, конечно, может рассчитывать на свои сессионные отгулы. Но уж, поверьте, после нескольких сессий его жизнь на работе могут сделать настолько невыносимой, что бедняге придется самому оттуда уволиться. Некоторые так и делают. Закончилась сессия – устроился на работу, как только начинается следующая – сразу уволился. Так и меняет по 10 работ в течение шести лет.

Совсем по-другому обстоит дело, если работаешь по договоренности. То есть вроде как официально, но деньги получаешь из рук в руки, нигде не расписываясь, так что никому ничего и не докажешь. Иногда с работодателем получается договориться. Он спокойно отпускает бедолагу-студента на сессию, но без оплаты отпускных. Иногда студент умудряется совмещать и сессию, и работу: в телефонном режиме, с помощью интернет-технологий, работая по ночам, или просто забегая в офис на полчаса между экзаменом и лекциями. В других же случаях работодатель занимает угрожающую позицию: "Если ты не выйдешь на работу – уволю!" Если терять особо нечего, сознательный студент, конечно, так и поступает. А если у студента больная мама или маленький ребенок, а на работе к тому же неплохо платят, – в этом случае он, покорно склоняя голову, действует по прихоти своего начальства.

Если студент-заочник не явился на сессию или пропускает лекции, то это совсем не значит, что он где-нибудь "гуляет". Может, в это время студент-заочник усиленно работает: встречается с клиентами, оформляет договора, пишет речь для своего начальника. Большинство преподавателей, как правило, это понимают и снисходительно относятся к таким студентам.

Другое дело – работодатели. Аргумент: "Я не смог прийти на встречу, потому что сдавал экзамен!" – на них не действует. Как бы студент-работник не старался, как бы не метался между двух огней, когда он вернется после сессии на работу, его вполне могут ожидать неожиданные сюрпризы. К примеру: "На заработную плату за твои кратковременные визиты на работу в этом месяце можешь не рассчитывать!" или еще лучше: "Ты уволен!"

Вот и получается, что высшее образование, которое студентам-заочникам достается, ой, как нелегко, кроме них самих никому не нужно. "Они боятся вас, потому что у вас есть база", – твердят преподаватели. Но на деле получается, что для них – работодателей – корочка намного важнее знаний.

Ольга КОРШИКОВА.