Номер 05 (852), 09.02.2007

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ?

6 декабря 2006 года глава Одесской областной государственной администрации подписал распоряжение № 811/А- 2006 "Про запровадження реєстрац?ï мопед?в в Одеськ?й област?". Документ зарегистрирован в областном управлении юстиции 12 декабря предыдущего года. В его преамбуле со ссылкой на ст. 34 Закона Украины "Про дорожн?й рух" губернатор определил две цели, которые преследует данное решение: предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и преступлений, связанных с незаконным владением, использованием мопедов.

Для достижения намеченного поставлена задача с 1 марта 2007 года ввести на территории Одесской области регистрацию мопедов с рабочим объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров. Главному управлению УМВД Украины в Одесской области рекомендовано разработать порядок регистрации этих транспортных средств.

Всё вроде бы правильно. Действительно, в Одессе и области в последнее время вырос парк преимущественно подержанных мопедов японского и китайского производства, которые, как правило, эксплуатируют дети школьного возраста. Одновременно с увеличением количества этих "коней" на дорогах, в геометрической прогрессии скачут вверх кривые диаграмм ДТП, детских травматизма и смертности, тесно связанных с ними. Существует и проблема воровства мопедов. Особенно это явление распространено среди подростков. Наряду с этим езда на велосипедах, а особенно на мопедах и мотоциклах по одесским улицам, по городам и посёлкам области действительно опасное занятие ещё и из-за открытых люков канализации на полосах, предусмотренных для движения тихоходных транспортных средств.

Однако сомнительно, что регистрация кардинально решит проблему возникновения ДТП с участием транспортных средств с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров, а также предотвратит их хищение. Обратимся к мировому опыту.

Во всём мире мопеды принято считать техническим средством передвижения, основным предназначением которого является подготовка населения, в первую очередь молодёжи, к самостоятельному управлению транспортом повышенной опасности, т.е. мотоциклами и автомобилями. Наряду с мопедами к опасным средствам передвижения относят и велосипеды. Последние рассматриваются в качестве механизмов для получения начальных навыков приобщения к дорожному движению в общем потоке транспорта.

Двигаться по дорогам на велосипедах разрешается лицам, достигшим 14-летнего, на мопедах – преимущественно 16- летнего возраста. Ответственность за безопасную эксплуатацию велосипедов и мопедов возлагается на участников дорожного движения, а если они не достигли совершеннолетия – на их родителей или опекунов. Примечательно, что в цивилизованных странах с развитой демократией правом движения по дороге на опасных транспортных средствах наделяются лишь лица, изучившие правила дорожного движения и сдавшие теоретический экзамен по соответствующей программе. В состав экзаменационной комиссии обязательно включается представитель полиции. Лицам, успешно сдавшим тесты, выдаётся именная карточка участника дорожного движения, допущенного к управлению велосипедами и мопедами. Для ремонта и обслуживания этого вида техники созданы специализированные станции. Для подготовки лиц для участия в дорожном движении на велосипедах и мопедах существует сеть муниципальных и общинных (для сельской местности) учебных пунктов.

Кроме того, правила дорожного движения – обязательный предмет для изучения в общеобразовательных школах. Тестированию с участием представителя полиции подвергаются все школьники. Успешно сдавшие экзамен получают от правоохранительного органа соответствующий документ, дающий право на участие в дорожном движении на велосипеде или мопеде. Кроме правил поведения на дорогах, в программах обучения предусмотрено изучение устройства опасных транспортных средств и правил их безопасной эксплуатации.

Для предотвращения хищения мопедов существует требование об обязательном наличии у водителя, кроме именной карточки участника дорожного движения, документа из учреждения торговли о продаже ему эксплуатируемого им транспортного средства. Если оно перепродаётся, то обязательно наличие у его водителя нотариально заверенного документа купли- продажи. Использовать мопед разрешается также по нотариально заверенной доверенности его владельца.

Лица, имеющие водительское удостоверение на право управления хотя бы одним из транспортных средств повышенной опасности, допускаются к движению на дорогах на велосипедах и мопедах без наличия соответствующей карточки.

Как видим, всё предельно просто. Никаких регистраций в полиции, номерных знаков, выдаваемых ею. Кстати, заводами изготовителями мопедов места для установки на них регистрационных знаков не предусмотрены. Может, не стоит изобретать уже изобретённое, идти впереди всей планеты в целом и впереди всей Украины в частности? Или скрытая цель распоряжения иная, например, "сорвать" деньги с и так не шикарно прозябающей части населения? Ведь богатые на мопедах не развлекаются. Это удел наших соотечественников, относящихся, в основном, к средним и не совсем ещё обнищавшим прослойкам общества...

Дорожные проблемы надо решать комплексно. Назрела острая потребность в разработке, внедрении в жизнь, при условии надлежащего финансирования, региональной программы борьбы с ДТП, преступлениями на транспорте, совершенствования качества дорожной сети и её развития.

Владимир БЕССМЕРТНЫЙ.

Рис. А. КОСТРОМЕНКО.