Номер 44 (840), 10.11.2006

ОТКЛИКИ

ЧИТАТЕЛЬ-ГАЗЕТА-ЧИТАТЕЛЬ

На статью А.Галяса "Сделай шаг в чистый мир" ("Порто-франко" № 43)

ЗАДАЧА – СОЦИАЛЬНАЯ, ВЫГОДА – МАТЕРИАЛЬНАЯ

Поскольку я сама с детьми регулярно употребляю соки в упаковках "Тетра Пак", то с интересом отнеслась к статье. Хочу заметить, что раздельный сбор отходов у нас не приживается и еще долго не приживется, если слепо следовать зарубежным технологиям. Нужно учитывать менталитет наших людей. Не верится мне и в эффективность идеи привлечения к этому занятию бомжей. Почему-то считается, что они – дешевая рабочая сила, которую по глупости не используют. Скажу как человек, знающий эту тему: привлекать бомжей нерентабельно, тут скорее может быть социальный эффект, хотя и это не факт. Но ведь есть и просто бедные слои населения – те же многодетные семьи, у которых не исчерпаны резервы практической сметки и им просто должно быть понятно – что делать и выгодно это делать.

Попробуем же решить эту социальную задачу – раздельный сбор отходов, в том числе макулатуры, пакетов и т.п. Как это сделать грамотно, технологично и массово?

Во-первых, все-таки реклама. Никто не станет делать того, к чему его не будут призывать по телевизору, благо телевизор смотрят все, а особенно дети и домохозяйки.

Во-вторых, желательно, особенно для детей, чтобы взамен сданных пакетов они получали то, что можно сразу ощутить, съесть и т.д. Да хотя бы те же соки, молоко в упаковке "Тетра Пак", но с ощутимой скидкой.

В-третьих, нынешние пункты приема макулатуры выглядят, как правило, отвратительно – туда не пошлешь ребенка из приличной семьи. А вот поставьте несколько симпатичных павильонов возле рынков и крупных супермаркетов – и люди туда охотнее понесут макулатуру. Если же просто ставить на улицы урны для раздельного сбора отходов – в наших условиях разве что станет больше поджогов.

Еще резерв – масса упаковок, которые выбрасываются из сухих и чистых магазинов на грязную и сырую улицу. Этот процесс есть смысл тоже как-то упорядочить. А для этого оно должно быть выгодно и магазину, и тем, кто будет заниматься сбором и сдачей упаковок. К этой работе также можно привлечь подростков, многодетных матерей и домохозяек, которые в теплом чистом помещении работают 1-2 часа в день, получают регулярно вознаграждение – в зависимости от выполненной работы – в виде продукции.

И наверное, следует активнее привлекать экологов. Организация грамотного, культурного и технологичного сбора макулатуры – вполне подходящая задача для экологической организации, а та же компания "Тетра Пак Украина" может выступить партнером в комплексном проекте, где есть место и работе с населением, и новым технологиям, и воспитанию детей в духе бережливости, сохранения природных ресурсов и так далее, причем может быть совместное финансирование с каким-то крупным экофондом. И тогда может появиться на улицах "эко-патруль" – удобные авто, собирающие упаковки и бумагу грамотно, регулярно, по прописанной схеме.

Совершенно очевидно, что подобный проект (или проекты) должен быть просчитан, описан и осуществлен с привлечением специалистов самого разного профиля и использованием труда волонтеров по схеме: заказчик – задача – консультанты. И чтобы не было просто показательного пиара в яркой паковке.

И, наконец, не забыть бы о нестандартных подходах – разного рода соревнования, квесты по "бумажно-упаковочной" тематике, награды и значки, словом все то, что могло бы увлечь народ, особенно молодежь, которая всегда любила работать с выдумкой, хорошим настроением, ну и, ясное дело, с пользой для себя.

Галина ВИОЛИН.

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ, РАБОТОЙ И СРЕДОЙ

Ложкой дегтя в общей заинтересованной реакции читателей на проблему очищения окружающей среды, сохранности природных ресурсов, оказался звонок в редакцию гражданина (увы, он не счел нужным представиться), который, скажем так, высказал недовольство моей статьей. "Сначала коммерсанты истребляют природу, а потом ее спасают, так что нечего их хвалить!" – примерно таков был смысл его претензий. Мои попытки объяснить, что речь шла не о хвале или хуле компании "Тетра Пак Украина", а об инициативе этой компании привлечь внимание и постараться решить проблему, которая затрагивает интересы всех без исключения граждан, успеха не имели: судя по всему, человек был заранее настроен на "негатив". Однако этот звонок показал, что некоторые наши граждане, к сожалению, еще не отрешились от представлений о бизнесе, почерпнутых из советских газет. Принципиально. Между тем в последние десятилетия принципиально изменилась сама философия мирового бизнес-сообщества: сейчас главенствует концепция социальной ответственности бизнеса, которую исповедуют практически все крупнейшие компании мира.

Мне довелось как-то прочесть рассказ одного ученого, которому предложили проанализировать, почему крупные российские компании, работающие в сталелитейном бизнесе, не смогли быть достойно представлены в лондонском бизнес-клубе. Ларчик открывался просто: хотя эти компании купили очень хорошую прессу, вышли на 8-ю страницу ведущих западных газет, однако владельцы не учли одного – у них за душою не было ни одного реализованного социального проекта. Сейчас же любая компания, стремящаяся к серьезному успеху, в свою деятельность обязательно включает и социальную составляющую. И подход компании "Тетра Пак" в этом плане полностью лежит в русле современных представлений. Не случайно один из основных принципов работы этой компании – гармоническое взаимодействие с окружающей средой. Для компании "Тетра Пак", – подчеркивается в пресс-релизе, – понятия успеха предусматривает бережливое отношение к окружающей среде. "Даже во время разработки упаковки мы предусматриваем то, чтобы ее можно было переработать и продлить жизнь сырья. В целом мы работаем над тем, чтобы минимизировать влияние нашего производства на окружающую среду благодаря использованию современных и безопасных технологий. Все наши фабрики применяют систему взаимодействия с окружающей средой (СВН) и сертифицируют ее в соответствии с международными стандартами ISO 14001 или EMAS". Вот такой он, современный капитализм, сумевший из перипетий ХХ века сделать правильные выводы.

Александр ГАЛЯС.

На статью Анатолия Шубина "Береги здоровье смолоду" ("Порто-франко" № 43)

ВЕРНИТЕ РАДИОЗАРЯДКУ!

Полностью согласен со всем, что пишет уважаемый доктор, заслуженный врач Украины. Особенно я рад, что он вспомнил о прекрасной традиции – утренней радиозарядке, которую вел незабвенный Николай Гордеев. Я сам выполнял много лет эти упражнения и уходил на работу бодрым, полным энергии. Потому, наверное, в свои 74 года спокойно поднимаюсь пешком на 6-й этаж, если лифт барахлит. Надо вернуть радиозарядку и обязательно на национальном радиоканале. Это дело государственное, никакой частник не возьмется за него и не осилит. А еще – и тут тоже прав доктор Шубин – надо вернуть физкультпаузы, если не на производстве, то хотя бы в школах, вузах. Молодежь сейчас сидит часами у компьютеров, малоподвижная, отсюда и болезни всякие у совсем молодых людей. Куда это годится, что я болею реже, чем мой 13-летний внук?! А еще я хочу попросить вашу газету, чтобы почаще публиковали статьи о здоровом образе жизни. Это очень нужно, в первую очередь, для молодежи. Пусть закаляются смолоду!

С уважением, Н.В. Колеров, пенсионер.