Номер 42 (838), 27.10.2006

ЛУЧШЕ МЕДЛЕННЕЕ, ДА НАДЕЖНЕЕ

О защите прав пассажиров маршрутных такси

1. Если в салоне звучит громкая музыка, попросите водителя приглушить звук. Согласно правилам соблюдения тишины в общественных местах, водитель должен прислушаться к вашей просьбе, иначе он может быть оштрафован на сумму до трех необлагаемых минимумов.

2. Если один из пассажиров сильно пьян и мешает остальным, то пассажиры вправе требовать от водителя, чтобы он высадил нарушителя.

3. Если водитель ведет себя грубо, то следует заручиться поддержкой двух свидетелей, приберечь билет и обратиться на предприятие, которое осуществляет перевозку. Там обязаны принять соответствующие меры.

4. Если нет рулончика с билетами, потребуйте, чтобы вам выдали билет. В случае отказа обратитесь на предприятие-перевозчик.

Это очень важный пункт. Дело в том, что на маршрутках обязаны выдавать билеты. И пассажирам нельзя забывать об этом, потому что деньги за неучтенный проезд оседают в карманах водителя и не поступают ни на предприятия, ни в бюджет города. Не делайте широкий жест и благодеяние. Сами оторвите билетик.

5. Если водитель оказался лихачом, попросит его ехать осторожнее, мотивируя это тем, что вы опасаетесь за свое здоровье. Не послушается, опять-таки жалуйтесь его начальству.

6. Если водитель курит во время поездки, требуйте прекратить курение. Это категорически запрещено! Кстати, с 1 июля за курение в общественном месте полагается штраф от 17 до 85 грн. А маршрутка как раз и является общественным местом.

7. Если в маршрутке вам стало плохо, естественно, тогда надо просить водителя остановиться. Кроме того, в каждой маршрутке должна быть аптечка для оказания первой помощи.

8. Если во время поездки кому-то из пассажиров жарко, кому-то холодно, с этим, к сожалению, никакой водитель разобраться не поможет. Подобные конфликты надо решать между собой, руководствуясь здравым смыслом и воспитанностью.

9. Если маршрутка попала в аварию и вы пострадали, то постарайтесь дождаться ГАИ: инспектора будут записывать показания пострадавших – впоследствии это будет надежным доказательством. Если вы нуждаетесь в срочной медицинской помощи, зарегистрируйте все свои повреждения у врача. Затем следует написать претензию предприятию-перевозчику с указанием, какой вам был причинен ущерб и на какую компенсацию претендуете. Обязательно надо сохранять все чеки за лекарства. Виновная сторона, которую определит суд, будет обязана все расходы возместить.

10. Если маршрутка сломалась, не довезя вас до пункта назначения, перевозчик должен либо обеспечить ваше дальнейшее передвижение, пересадив на следующую маршрутку этого предприятия, либо вернуть деньги. Но на это нельзя рассчитывать, если маршрутка, например, просто попала в пробку. Хотите – ждите, хотите – идите пешком, но денег вам не вернут.

11. С другой стороны, и пассажир должен знать, что водитель останавливается по требованию пассажира, если его заранее предупредили об остановке и это не нарушает Правил дорожного движения. Нельзя останавливаться под знаком "Остановка запрещена", на поворотах и перекрестках. Также нельзя выходить из маршрутки на светофорах и на любой полосе, кроме правой – даже если стоите в пробке.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

В случае нарушения ваших прав в маршрутных такси или же в ситуации, когда вам был причинен ущерб, необходимо обращаться к предприятию-перевозчику, чей телефон и адрес должны быть помещены в маршрутке на видном месте. Если же вы не запомнили этот номер или не удовлетворены ваши претензии, звоните 10-01.

Юлия БОРИСОВА.

Фото автора.