Номер 38 (834), 29.09.2006

КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПЬЕТ ШАМПАНСКОЕ

(Окончание. Начало в № №  36-37.)

Как застраховать свои риски, чтобы не оказаться при этом кинутым

7. ГЛЯДИ В КОРЕНЬ... ДОГОВОРА

Здесь приведены, как обещано, те советы, которые АСУ дает потребителям:

 – требуйте от страховой компании копии любых документов, за ознакомление с которыми (или под которыми) вы подписываетесь. К договору страхования обязательно должна быть приложена копия правил страхования;

 – если в договоре страхования указано, что вы ознакомлены с правилами страхования, и даже если при этом в договоре воспроизведен какой-то текст, похожий на эти правила, то, подписывая договор, уточните письменно, с какими именно правилами вы ознакомлены, укажите названия правил, номер и дату их регистрации;

 – внимательно читайте правила и договор страхования (особенно то, что написано мелким шрифтом) и четко их исполняйте, в особенности требования, касающиеся сроков уведомления о наступлении страхового события и перечня подтверждающих документов;

 – внимательно рассматривайте каждое положение договора на предмет возможности его использования против интересов клиента (после получения своей премии страховая компания именно так и поступает), и если такое положение в договоре обнаружится, то оно должно быть изменено;

 – если до подписания договора у вас возникают вопросы, не стесняйтесь их задавать. Получив ответ, потребуйте внести уточнения в договор;

 – помните: словесные уточнения не имеют юридической силы. Все уточнения должны быть зафиксированы письменно;

 – договор страхования должен быть подписан уполномоченным лицом страховой компании с расшифровкой фамилии и уточнением его должности;

 – полномочия представителя СК должны быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально, или руководителем СК;

 – четко формулируйте требования к СК в заявлении на выплату возмещения, внимательно читайте ответы, полученные от СК, и старайтесь их по возможности исполнять;

 – все обращения в СК оформляйте только в письменном виде, с получением письменного подтверждения о факте и дате вручения вашего обращения;

 – обращение можно подать лично (в этом случае получатель ставит свою подпись, дату и штамп на экземпляре, остающемся у клиента) или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

 – не реагируйте на телефонные сообщения (просьбы, отказы) сотрудников СК – все сообщения, предполагающие какие-либо ваши действия и могущие иметь юридические последствия, необходимо оформлять в письменном виде;

 – ни при каких обстоятельствах не отдавайте оригиналы имеющихся у вас документов – без них невозможно отстаивать и доказывать ваши права. При необходимости пользуйтесь простыми или заверенными копиями;

 – внимательно проверьте свои данные, указанные в договоре: фамилию, имя, отчество, номер паспорта и адрес. Могут быть как описки, так и злостные искажения. Привожу пример пятнадцатилетней давности.

Моя соседка по дому была как-то на пос. Таирова у подруги, проживающей по ул. Королева. К подруге пришла представительница Госстраха и стала агитировать, как это бывало в советские временна, застраховать свое личное имущество. Моя соседка поддалась на агитацию симпатичной молодой женщины и тут же заключила договор (благо с собой был паспорт). Примерно через месяц она случайно обнаружила, что вместо ул. Короленко, на которой она проживает (ныне ул. Софиевская), написано: ул. Королева. Считая, что это случайная ошибка, она поехала в Таировское отделение Госстраха, отыскала агента. Но та объяснила ей, что это никакая не ошибка. Просто улица Короленко не относится к ее участку и даже к их отделению Госстраха. "Ничего страшного, не переживайте", – произнесла страховщица, стремившаяся, естественно, пополнить свой портфель, – вы же не думаете, что есть реальная угроза, что кто-то польстится на ваш скарб"...

Комментарии, как говорится, излишни.

И напоследок еще один совет. Знаете ли вы, что в случае ДТП даже незастрахованный пассажир или пешеход могут получить возмещение за ущерб имуществу в сумме до 25,5 тыс. грн, а за ущерб здоровью – в сумме до 51 тыс. грн.

Нужно только подать соответственно оформленное заявление (лично или по почте, как уже объяснялось выше) с приложением документа, подтверждающего факт ДТП (справка берется в ГАИ) и справки из медучреждения об утрате трудоспособности или установлении инвалидности и другие документы, имеющие отношение к ДТП, заверенные в выдавшем их учреждении или нотариально.

Заявления подаются в страховую компанию, если известна СК, застраховавшая ответственность водителя, виновного в ДТП, или в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины – М(Т)СБУ, которое рассматривает все проблемные случаи. Указанные организации обязаны проконсультировать заявителя при составлении заявления, ознакомить его с нормативными актами и порядком начисления возмещения. До подачи заявления участники ДТП должны немедленно сообщить о происшествии в органы МВД, а в течение 3-х дней уведомить страховую компанию или М(Т)СБУ.

Срок подачи самого заявления законом не ограничен. В зависимости от состояния пострадавшего заявление может быть подано им лично, или родственниками, или знакомыми (в последнем случае должна быть нотариально заверенная доверенность).

Если заявитель обратился в страховую компанию и ее ответ (обязательно в письменном виде) его не удовлетворяет, он вправе подать жалобу на СК в М(Т)СБУ или в Госфинуслуг. Жалоба на М(Т)СБУ подается в Госфинуслуг. Дальнейшее обжалование осуществляется уже в судебном порядке.

Елена ГРИГОРЬЕВА.

Адреса для обращения:

М(Т)СБУ: 02154, г. Киев, Русановский бульвар 8, тел. (044) 239-20-30, (044) 239-20-27, (044)501-85-31.

Госфинуслуг: 01001, Киев-1, ул. Б. Гринченко, 3, тел.(044) 234-39-46, (044) 234-02-24.