Номер 28 (824), 21.07.2006

СЛЕТАЮТСЯ ВНОВЬ 116-Й ШКОЛЫ
"ПТЕНЦЫ". НЕТ, ДАВНО УЖ ОРЛЫ

Утром 15 июля у крыльца здания нынешнего педагогического колледжа, а четверть века назад – знаменитой школы № 116, собрались её многочисленные питомцы. Второй всемирный слёт выпускников, спустя пять лет после первого, вновь позволил каждому прикоснуться к своей юности, войти в школьные классы-аудитории, встретиться со школьными учителями. Как много их, "птенцов" одесской 116-й школы выпорхнуло за годы её существования! Как много их разлетелось по разным краям! Как много удалось совершить им, вооружённым знаниями, почерпнутыми в альма матер!

С 1961 по 1980 годы одесская школа № 116 выпустила 165 классов – разносторонне и глубоко образованных программистов и радиоэлектронщиков, биологов и литераторов, автослесарей и пионервожатых. Кто-то из них выбрал гражданскую стезю, кто-то – военную. География краёв, где оказались выпускники, можно сказать, всемирная: Европа и Азия, Америка и Австралия. Поэтому и слёты – всемирные.

Школы с номером 116 с 1980 года в Одессе нет. Это имя осталось в душах её выпускников, её преподавателей, других сотрудников. Это имя воплотилось в названии общественной организации "Клуб 116", созданной во имя тех идеалов, на которых строилась жизнь на "острове свободы", как нередко называли эту школу.

...На углу улиц Карла Либкнехта (ныне – Греческая) и Свердлова (ныне – Канатная) в 1936 году было запланировано открыть новую школу. Мест для школьников в городе не хватало, занятия в большинстве учебных заведений шли в старых зданиях, в две или три смены. Вспомним, что в те годы численность населения Одессы приближалась к цифре 600 тысяч, и никаких Черёмушек, жилмассивов Котовского – Таирова и в помине ещё не было.

Около десяти новых 4-этажных школьных зданий строились в городе по типовому проекту: кроме 116-й, это были 101-я – на Чкалова (Б. Арнаутской), 103-я – на Будённого (Болгарской), 110-я – на Володарского (Василя Стуса), 117-я – на Ленина (Ришельевской), 118-я – на Советской Армии (Преображенской), 119-я – на проспекте Сталина (Александровском), 121-я – на Льва Толстого... Во всех школах планировались как младшие, так и старшие классы.

Упоминание о новом здании 116-й оставил нам писатель Юрий Олеша. Ещё в юности ему ежедневно приходилось ходить по Строгановскому мосту, и вот что пишет он о своих впечатлениях 1936 года: "...с моста открывается вид на колоннаду, это здание новой школы"...

Как вспоминает выпускник школы 1940 года Владимир Гульдас, 1 сентября 1936 года старшеклассники 116-й собрались на занятия, но строительные работы ещё продолжались. Поэтому во главе со своими учителями ученики временно отправились по соседним школам. И лишь спустя неделю им удалось вернуться в свою и сесть за свежевыкрашенные парты. Малыши учились на первом этаже, старшие школьники – на верхних. Выпускники – на 4-м, в 1940-41 годах таких было по два класса. Согласно действовавшему тогда положению, никто из юношей с аттестатом зрелости на руках не мог подать заявление в высшее учебное заведение, не отслужив в рядах Красной Армии. А срок службы составлял тогда, к слову, три года.

Выпуск 1941 года оказался последним предвоенным. Не только юноши, но и девушки оказались вовлечены в водоворот войны, которая в Одессу пришла очень скоро. Во время вражеских бомбардировок здание 116-й было разрушено. Таким оно и предстало перед воинами-освободителями Одессы в 1944 году. Таким оно открывалось и пассажирам 23-го трамвая, тарахтевшего мимо руин, которые оставались вплоть до конца 50-х годов.

В бывшем школьном дворе ночевали "эмки", "газоны", "Победы" и другие автомашины. Сорванцы из окрестных домов, несмотря на запреты родителей ("не лезь туда, там неразорвавшиеся мины и снаряды!"), пробирались на первый? третий этажи – четвёртого как такового не было. Кому из них могло прийти в голову собирать какие-то там старые книги, тетради, фотографии, валявшиеся под ногами? Все искали, по тогдашней моде, оружие – автомат какой-нибудь или гранату. Ведь на многие послевоенные годы среди одесской ребятни установилась мода – играть в "войнушку"...

1958-59 годы. Здание довоенной 116-й обнесено забором. Идёт стройка. А кое-кто из мальчишек 70-й школы (на Свердлова), 72-й, мужской (в переулке Нахимова) решают между собой, оставаться в старой школе или идти в новую.

И вот наступает 1960-й год. Оказалось, новая школа – школа второй ступени. Это значит – в ней будут только старшие классы...

...Следующее двадцатилетие вместило в себя "детство, юность и взросление" школы. Увы, и её исчезновение. Всё это нашло своё отражение в книге, написанной первым директором послевоенной 116-й Алевтиной Ивановной Кудиновой, "Что было, то было" (из истории 116-й школы), изданной фирмой "Летописец" и издательством "Версия" в Одессе в 1995 году.

Спустя восемь лет появилась ещё одна книга о школе – "116-е июня". Составленная из воспоминаний выпускников, она поспела, к сожалению, к последним дням жизни А.И. Кудиновой.

В годы перестройки, во второй половине 80-х годов выпускниками школы, её бывшими преподавателями, журналистами различных изданий и, естественно, самой Алевтиной Ивановной была инициирована дискуссия о необходимости возрождения школы № 116 в том виде, которого она достигла в свои лучшие годы. Вывод, к которому пришли участники обсуждения, был однозначен: такая школа нужна, и есть кому в ней работать.

Однако на практике возобладало другое, официальное мнение: будто бы к 1980 году число желающих учиться в 116-й резко сократилось (и что, кто-то брался доказать этот сомнительный тезис?), а ежели спустя 10 лет кому-нибудь и вздумается идти в математики-физики, так на то есть уйма специализированных классов в разных школах...

Нужна ли сегодня школа, аналогичная 116-й? Вот как отвечает на этот вопрос выпускник 1980 года (класс Аси Васильевны Кравцовой) Дмитрий Никитин:

— Да, нужна. Школа научила меня никогда не сдаваться. Школьный урок жизни оказался настолько прочным, что вся моя последующая жизнь не поколебала школьных представлений о чести, справедливости, умении взять на себя ответственность. Школа дала нам духовный комфорт.

Благодаря школе мне удалось не только успешно окончить институт холодильной промышленности – ныне это Академия холода – и стать инженером-теплофизиком, но также защитить кандидатскую диссертацию.

Интересно, как оценивает младшее поколение – потомки "116-ков" феномен 116-й? Этот вопрос я задал Петру Обухову, мама которого в 1967 году окончила 116-ю с золотой медалью. Сегодня Пётр – выпускник Одесского национального университета им. И. Мечникова.

— Особенностью 116-й школы были не только специализация, но и организация учёбы, в других школах эти элементы встречались по отдельности, но объединить их удалось именно в 116-й. Сегодня такую школу создать нужно.

— Что для этого надо?

— Просто желание.

— Чьё?

— Вначале директора ... потом родителей.

— Где взять такого директора?

— Воспитать, наверное.

— А тех, кто в такой школе мог бы учиться, их надо искать?

— Сами найдутся, вначале дело всё-таки в организации школы. Вы "116-ков" спросите, кому не нравилось там учиться?

— Кому не нравилось, те уходили в другие школы. За прошедшие годы возникли десятки физматклассов, есть даже школы, похожие на физико-математические, есть малые академии наук. Не заменили ли они собой феномен 116-й? Вот, например, есть лицеи в Одессе...

— Мне кажется, это не то... Туда многие стремятся, потому что у лицеев есть договоры с вузами, например, с ОНУ им. Мечникова, там атмосфера не всегда такая дружелюбная, как в 116-й, куда шли по велению души.

— Откуда ты знаешь, ведь ты там не учился?

— Я вижу это по выпускникам 116-й, по тому, как они общаются. Мне случалось беседовать и даже обсуждать какие-то проблемы примерно с десятком "стошестнатиков".

— Что надо было бы оставить в старой жизни?

— Сейчас другая форма устройства общества, не всё, что связано с социализмом, вписывается в капитализм.

— Есть вещи, которые влияют на общество независимо от его социального устройства. 40 лет назад словом "компьютер" за рубежом и ЭВМ – электронно-вычислительная машина – у нас называли здоровенные комплексы (некоторые из них так и называли – БЭСМ, т.е. большие электронно-счётные машины), занимавшие десятки квадратных метров помещений, с потребляемой мощностью в десятки киловатт, требовавшие работы многочисленного персонала. Сегодня обычный ноутбук вкупе с принтером решает гораздо больше задач, чем раньше, с мизерным потреблением электроэнергии, силами одного человека. Может быть, эта техника делает ненужными такие школы, как 116-я?

— Недавно я просматривал результаты социологических исследований, проведенных в США. Оказалось, что за последнее десятилетие у американцев, компьютеризированных побольше украинцев, уменьшилось количество друзей. Компьютер стал заменять общение с человеком.

— То есть место реальности занимает её отражение?

— Да, реальность виртуальная. Поэтому в такой школе, как 116-я, всё-таки главные роли должны быть отведены общению, ну и качеству преподавания.

— Я поздравляю тебя с окончанием университета. Ты – магистр... При каких условиях пошел бы работать в такую школу, будь она создана?

— Естественно, должна быть соответствующая зарплата, но главное, чтобы те, кого пришлось бы обучать, имели желание получать эти знания. Даже студентам читать лекции, если их мало волнует предмет, трудно, независимо от зарплаты. Важно ещё, что мне такая работа должна быть интересна. Например, в такой школе я мог бы использовать свой опыт участия в олимпиадах по программированию, тренировать старшеклассников на победу в олимпиадах.

Выпускник школы Александр Мардань, ныне руководитель коллектива и драматург, поделился своими воспоминаниями:

— Я поступил в 116-ю в 8-й класс в 1970 году. Нас было 26 человек в классе, из них девочек, кажется, только треть или меньше. Математику вела Мария Лазаревна Духовная. Классным руководителем была Надежда Васильевна Матюшенко, преподаватель украинского языка, затем её сменила Альбина Григорьевна Стрецкул, которая читала нам историю. Преподанное в школе позволило усвоить: из любой жизненной ситуации надо искать выход – он есть. У тех, кто тебя окружает, главное – не материальное положение, а их личностные качества. Важно, что именно лично ты умеешь, можешь сделать.

В школе был свой дух, основанный на истинных вещах. Тон, задаваемый учителями, позволял сделать жизнь ярче окружающей серости. В школе мы по-настоящему учились. Поэтому едва ли не все мои однокашники получили высшее образование, среди них есть несколько кандидатов и докторов наук. Мне после школы посчастливилось учиться в водном институте – ныне Морской университет, затем работал в Ильичёвске. От сменного диспетчера постепенно поднялся до руководителя организации.

— Рассказывают, что в школе Валентина Анатольевна Вилюгина нашла в вас литературную жилку.

— Я действительно писал тогда смешные рассказы. Но до сценариев дело дошло позже, уже после института. На "Укртелефильме" по ним ставили документальные фильмы, ждут своего часа сценарии художественных фильмов. А теперь, как известно, на сцене Одесского русского драмтеатра идут два спектакля по моим пьесам – "Лист ожидания" и "Последний герой". Мне приятно, что пьесы поставлены и идут в Днепропетровске, Луганске, Николаеве, Уфе. В Киевском театре "На левом берегу" готовится премьера – "Очередь". Прошла премьера "Последнего героя" в Санкт-Петербургском театре им. В.Ф. Комиссаржевской.

Среди выпускников 116-й немало журналистов. Есть имена, связанные не с прессой, но с популярными интеллектуальными состязаниями. Таким остался в памяти выпускников и учителей Виктор Мороховский. Он окончил 116-ю в 1968 году, получил высшее образование, работал в НПО "Пищепромавтоматика", в 1982 году создал популярный клуб "Эрудит", ныне носящий его имя. В клуб вошла целая плеяда выпускников 116-й. Кроме Виктора, это были Эдуард Злотников (первый капитан), Александр Копелев, Ирина Морозовская, Борис Бурда. Виктор принёс славу Одессе успешными выступлениями в качестве капитана команды в состязаниях "Что? Где? Когда?" и "Брэйн ринг". В звёздном составе команды были также и другие известные одесситам имена – Анатолий Вассерман, Татьяна Богатырёва, Роман Морозовский... Память о Викторе бережно хранит его сын Вадим Викторович, основавший благотворительный фонд "Виктор".

Второй всемирный слёт выпускников 116-й начался у крыльца школы и продолжился в её коридорах, возле стендов и фотоснимков, в актовом зале. На компактной сцене разместились учителя 116-й, в переполненном зале сидели выпускники, а кому из них не досталось места – стояли в коридоре. Звучали слова благодарности питомцев своим наставникам. Елена Вовкова, ведущая встречу, предоставила слово не только выпускникам школы и её преподавателям, но также внучке первого директора послевоенной 116-й Алевтины Ивановны Кудиновой. Легли рядами алые гвоздики возле портретов ушедших от нас учителей и директора.

Ну, а какая же встреча "стошестнатиков" обходится без песни, и в первую очередь гимна школы! Спустя несколько минут, все выпускники и учителя встали у входа в школу, рядом с мемориальной доской, посвящённой А.И. Кудиновой, увенчанной цветами. По доброй традиции в небо выпускаются белые голуби.

И вот уже участников слёта приглашают в автобусы – заключительная часть встречи пройдёт в Лесках, на мысе Е, где во времена 116-й неоднократно проводились военно-патриотические игры.

Здесь всё напоминает школьные времена – палатки, табличка "комендантский взвод", костёр, на деревьях – бережно прикреплённые записки, места сбора выпускников по годам. Сценарий слёта разрабатывался специальной командой, в которой заводилой выступил выпускник школы, известный в Одессе и далеко за её пределами КВН-щик Сергей Осташко. Значительную роль в подготовке и проведении слёта сыграла второй директор школы Галина Ивановна Хандрикова.

Борис Бурда и Ирина Морозовская берут гитару. Звучат бессмертные песни Булата Окуджавы ("Простите пехоте", "По смоленской дороге", "Виноградную косточку в тёплую землю зарою"...), другие бардовские песни.

В отличие от слёта 2001 года, нынешний собрал несколько меньше народу, но он как бы растянулся во времени: например, некоторые классы выпуска начала семидесятых годов планируют встречи в августе.

Леонид Бендерский, выпускник школы.

Фото автора.