Номер 11 (601), 07.03.2002

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ КУЛЬТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Львов, Харьков, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Ивано-Франковск и Киев – семь городов Украины стали местом проведения Всеукраинского проекта "Культурные герои", организаторы которого поставили перед собой цель: с помощью региональных фестивалей постараться выявить общую картину культурного потенциала страны. Ряд региональных фестивалей, которые уже состоялись, либо состоятся в ближайшее время в перечисленных городах Украины, должны составить портрет своих "культурных героев". А итогом станет финальный фестиваль в Киеве с 15 по 17 марта, где и планируется показать творчество представителей крупных городов нашей страны.

В Одессе трехдневный фестиваль "Культурные герои" проходил с 15 по 17 февраля, охватывая четыре раздела: изобразительное искусство, музыка, литература и театр. Для такого города, как Одесса, имеющего определенные культурные традиции, но, к сожалению, уже окончательно потерявшего свой статус культурной столицы юга Украины, три дня фестивальной программы стали своеобразным напоминанием. Примерно такой, насыщенной событиями и разноплановой по содержанию должна выглядеть жизнь города на протяжении всего года. Только тогда можно будет всерьез говорить о "культурном потенциале" и "одесской самобытности" – понятиях, которые теперь являются скорее признаками прошлого. Либо же – будущего. В любом случае, не хотелось бы приписывать к названию фестиваля приставку "последние из..." Хотя такое название на сегодняшний день было бы в отношении одесской культурной среды более органичным.

В рамках одесского регионального туpa за эти три дня состоялось открытие десятка выставок изобразительного искусства, современной фотографии, скульптуры и видеоарта. В литературной части был представлен сборник произведений Ефима Ярошевского, арт-бук Игоря Гусева, а также двадцать авторов готовящегося к печати сборника альтернативной одесской литературы. В театральный раздел были включены спектакль "Але, кто тебе нужен?" театра "Суета сует" (реж. Валерий Бассель), "горильчано-гопачный абсурд" театра-студии под управлением Анатолия Падуки "По ревизии", а также перформансы Уты Кильтер, Евгения Иванова, Игоря Гусева. Музыкальное направление фестиваля включало в себя джазовый джем-сейшн с участием Юрия Кузнецова и Татьяны Боевой, ночную программу электронной музыки, концерт групп "Мертвый Театр", КУЛ "СТ", "Трын-Трава". Современную камерную музыку представляли дуэты "Каданс" и "Виолончелиссимо". Все эти дни в Одессе работали киевские эксперты, критики и кураторы, которым предстояло увидеть всю программу и отобрать наиболее интересных одесских "культурных героев", которые будут представлять наш город во время финала фестиваля в Киеве. И уже на следующий день по окончании одесского тура эти имена стали известны.

Наиболее яркое впечатление произвело на экспертов совместное выступление пианиста Юрия Кузнецова и певицы Татьяны Боевой, поэтому то, что оба артиста будут приглашены на финальную часть фестиваля в Киеве, у многих не вызывало сомнений. Так и случилось: дуэт Кузнецов-Боева будет представлять одесские джазовые традиции в ходе будущей концертной программы "Культурных героев" в столице. Кроме них в число приглашенных вошли дуэт "Виолончелиссимо", а также джазовые исполнители Руслан Цыбульский (саксофон) и Алексей Петухов (клавишные). Из театральной части эксперты пригласили на финал Театральный лицей под руководством Анатолия Падуки. Из обширного и представительного раздела "Изобразительное искусство" была выделена и отобрана для показа в Киеве выставка современного фото и видео "ОБЪЕКТИВное бесСОЗНАТЕЛЬНОЕ", которая оказалась а программе фестиваля наиболее интересной и наиболее приближенной к соврменным тенденциям культуры XXI века. Эффектная и порой шокирующая экспозиция, показанная в Литературном музее, представляла стиль "другого одесского фото" и состояла из работ Александра Венецкого, Александра Шевчука, Жанны Климовой, Ивана Цюпки, Андрея Москвичева и других авторов. Особый интерес вызвало видео Глеба Катчука и Ольги Кашимбековой "Антикараоке", а также видеоработа Игоря Гусева, перемонтировавшего популярный в прошлом телеблокбастер "Место встречи изменить нельзя".

Следующим местом встречи станет Киев. Хочется надеяться, что одесские участники смогут как следует заявить о себе уже на всеукраинском уровне. Тем более, что фестиваль не мог не выявить и другие, не менее отчетливые "одесские тенденции". Одесса, похоже, подтверждает свой имидж города, в котором все происходит спонтанно, а серьезно к своему творчеству не относятся даже те, кто его создают. Вот и бросались в глаза хаотичностъ организации, постоянные переносы времени концертов, изменения программы или же такая мелочь на выставках, как клочки бумаги с небрежно написанными от руки названиями картин и фамилиями авторов. Да и во время самого фестиваля не покидало ощущение некоторой двусмысленности. Злые языки поговаривали, что будто бы финансирование под акцию выделила одна из влиятельных политических партий с олигархическим имиджем. И хотя стоит отдать должное организаторам, никакой политической рекламы на фестивале не было и в помине.

Но, очевидно, последнее будет восполнено уже непосредственно в дни киевского финала во всеукраинском масштабе. И это – еще один штрих к культурной ситуации в нашей стране, когда художники, артисты, музыканты, литераторы зачастую находят должную заинтересованность и поддержку от власть имущих лишь в определенные периоды. Например, один раз в четыре года.

Олег МЕЛЬНИЧУК.