Номер 45 (1041), 19.11.2010
Недавно члены клуба "Одессика" при культурном центре на ул. Нежинской, 77/79, побывали на Одесской киностудии. Экскурсия эта оказалась интересной и познавательной.
Наш гид Вадим Васильевич Костроменко, работает на Одесской киностудии с 1957 года.
Был чудный погожий осенний день, и мы с удовольствием ходили по территории киностудии, слушая интересный рассказ нашего гида об одесских кинооператорах, снимавших военную кинохронику. Посетили стелу памяти героев, павших на полях войны, видели памятник кинооператору.
На территории киностудии при активном содействии ее сотрудников был построен памятник великому украинскому актеру театра и кино Амвросию Бучме.
Потом мы подошли к изящному одноэтажному особняку графини Елены Демидовой, у входа в который - скульптуры львов. Откуда появился этот особняк?
Дело в том, что эта история уходит в далекое прошлое, с тех пор, как русский царь Петр I основал на Урале чугунно-литейное производство. Это были братья Демидовы - русские заводчики и землевладельцы из тульских кузнецов, мастера высокого класса. Они основали на Урале свыше пятидесяти металлургических заводов, что давало стране 40 % чугуна. Они были благотворителями, учредили премии, основали лицей в Ярославле. В 1720 году получили дворянство, а в конце XVIII века вошли в круг высшей знати.
В конце XIX века один из потомков Демидовых решил купить своей дочери Елене участок земли в Одессе. Старшая дочь вышла замуж и уехала в Италию, а младшая была на выданьи, стали искать жениха, нашли телеграфиста, что считалось неплохой партией, но у него оказалась невеста Соня, о которой Демидовы не знали. Трудно сказать, как проведала невеста телеграфиста, но только она проникла в особняк, вызвала Елену и плеснула ей в лицо серной кислотой. Телеграфист слинял, а Елена осталась изувеченной и заболела душевной болезнью.
Из сострадания ее забрала к себе в Италию старшая сестра, ее вылечили, но она осталась изуродованной на всю жизнь. Она прожила долгую жизнь, умерла в 1959 году, содержала четыре детских дома в Италии. Благодарные итальянцы построили ей памятник.
Итак, через маленькую калитку мы вошли в зеленый дворик, утопающий в желтых ромашках цветущего топинамбура и цветах сиреневого покровника. Посреди дворика уже более века растут несколько итальянских сосен (пиний). Это исполины, которые вознеслись высоко в небо, их кроны - это плоские, темно-зеленые с отливом синевы, большие зонтики. Стволы розовато-серые, чешуйчатые, переливающиеся перламутром в лучах осеннего солнца.
Очаровательный дворик вместе с полукруглым особняком и подсобными строениями представляет собой замкнутое пространство, это кусочек XIX века, отделенный от основной территории киностудии. Вот в этом особняке расположился музей кино, единственный в Украине, возглавляемый В. В. Костроменко, подвижнический труд которого еще держит на плаву этот музей.
Помещения музейных комнат нуждаются в ремонте, денег на который никто не выделяет, поэтому, как говорится: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". За свою экскурсию денег у нас никто не просил, но, глядя на состояние комнат, каждый из нас опустил в ящик благотворительный взнос, кто сколько мог.
Свой рассказ о Вере Холодной - королеве экрана - В. В. Костроменко начал с ее блестящей карьеры, а потом перешел к версиям смерти, их несколько: первая, общепринятая - это испанка, эпидемия гриппа в городе; вторая - ее болезнь, связанная с простудой, большое количество посетителей, почитателей ее таланта, приносящих цветы - это были лилии, вызывающие удушье; третья версия - отравление ядом, которую осуществляли французы. Но все это версии, никто не узнает настоящей правды, а горько и обидно, что в 1919 году в возрасте 26 лет в расцвете красоты и таланта ушла в мир иной Вера Холодная и была похоронена на Первом Христианском кладбище, которое было уничтожено и могила ее утрачена. На месте кладбища - парк Преображенский (бывший парк Ильича), что рядом с зоопарком.
У Веры Холодной остались две дочери: одна родная, а вторая приемная, их воспитывала тетка, судьбы их не сложились, они доживали свой век в приюте, в Англии.
Несколько лет назад в Одессу приехала приемная дочь Веры Холодной - Нона, дама весьма почтенного возраста, на могилу матери. Ну как ей можно было сказать, что могила утрачена? Ее гоняли по инстанциям, пока она не попала к Костроменко. На Втором христианском кладбище есть могила режиссера Чардынина и памятный знак с фотографией Веры Холодной. В. В. Костроменко нам сказал: "Мне пришлось взять грех на душу и сказать, что Вера там похоронена. Старушка успокоилась и даже подарила черную перчатку своей матери, которая хранится в музее".
Музейные комнатки небольшие, переполненные экспонатами, папками и альбомами. Все стены комнат обвешены фотографиями и портретами. Здесь молодые А. Довженко, Б. Ступка, очаровательно- красивый П. Тодоровский, Ивар Калныньш, С. Говорухин, В. Левин и многие другие.
Большой портрет В. Высоцкого, на стене висит кожаное пальто и головной убор Глеба Жеглова из кинофильма "Место встречи изменить нельзя".
В. В. Костроменко мечтает расширить музей, многочисленным экспонатам мало места, но пока это невозможно.
Жанна МИХАЙЛОВА.