Номер 45 (790), 18.11.2005

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

ВЕНОК РИШЕЛЬЕ

По оси полукруглой площади Приморского бульвара поставлен несколько сдвинутый в сторону обрыва, перед ведущей с моря вверх гигантской лестницей, памятник герцогу Э. Ришелье (скульптор И. Мартос, архитектор А. Мельников). Автор памятника Минину и Пожарскому в Москве Иван Петрович Мартос в пояснении к эскизу проекта писал, что "фигура герцога изображена на в моменте шествующем" и "сочинена в античном вкусе". В лицевую сторону гранитного пьедестала вделана бронзовая доска с надписью, рассказывающей о деятельности герцога в Новороссии. Боковые и тыльная сторона пьедестала первоначально украшали три барельефа, символизирующие "Земледелие", "Торговлю", "Правосудие" (последний не сохранился). Бронзовая статуя. Ришелье и латунные барельефы были отлиты в Петербурге выдающимся умельцем, литейных дел мастером Ефимовым.

Градоначальник и генерал-губернатор края изваян в тоге, с венком на голове. Конечно же, Дюк никогда не прохаживался по только родившемуся городу в столь помпезном виде. Он был скромен, отзывчив, даже стеснителен. К тому же, близорук, и когда встречал на улице дам, спрашивал своих спутников: "Вы видите лучше, должен ли я поклониться?" Когда проходил мимо клуба на углу Дерибасовской и Ришельевской, на балконе которого обычно находились гости, он кланялся наугад. Иногда попадал в нелепое положение, кланяясь пустому балкону...

Итак, кроме как в партикулярном платье, реже в мундире генерал-лейтенанта, одесситы градоначальника не видели. Почему же памятник исполнен в античной манере? Это станет ясным позднее, а пока обратимся к символике венка, который возложил скульптор на голову продолжателя знаменитейшей во Франции фамилии. Понятие "возложил" уместно, поскольку от венка произошла корона ("корона" по-латыни и означает "венок").

Венок – древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия; атрибут жизни, превосходства и святости. Форма венка и его расположение на макушке головы были настолько важны в Египте, что тогда его носили только боги и цари. В античной, иудейской и христианской традициях венки первоначально были царскими и жертвенными атрибутами и, как предполагали, имели защитную силу. Победителям древних Олимпийских игр также надевали венки, посвященные богам. Зевсу посвящали олимпийскую маслину или неменийскую петрушку, Посейдону – истмийскую сосну, Аполлону – пифийский лавр, В Древнем Риме эти традиции были не только продолжены, но и строго регламентированы: блестящие ораторы, артисты и особенно военные, победители отдельных сражений и полководцы стали награждаться венками.

Влияние классицизма в искусстве и в культурно-общественной и идейной жизни конца ХVIII – начала XIX века (памятник Ришелье – первый памятник в Одессе – установлен в 1828 году) дало толчок широкому распространению венков как эмблемы выдающихся заслуг. На всех памятниках, сооружаемых в честь великих людей (полководцев, ученых, путешественников, государственных деятелей), в качестве обязательного атрибута изображались венки, преимущественно лавровые, изваянные из мрамора, отлитые из чугуна или бронзы...

Приветствуя прибывших в город гостей (правая рука в приглашающем жесте), бронзовый Дюк левой рукой держит свиток – свернутую в трубку, в рулон рукопись – эмблему древних знаний и старинной мудрости, пророчества и канонических правил. В иудейской и христианской традициях атрибут не только великих пророков Исайи и Иеремии, но также апостолов. В библейские времена папирусный свиток – типичный характерный признак записанных, но еще не опубликованных и никем не признанных мыслей. Свиток поэтому стал с эпохи эллинизма атрибутом поэта, трибуна, оратора, ритора. Отсюда все изображения пророков в искусстве средневековья и в искусстве Возрождения узнаются, угадываются только по непременному атрибуту – свитку в руке...

30 июля 1827 года, спустя пять лет после кончины герцога в Париже, заложили ему в Одессе описанный памятник. Как сообщила через несколько дней газета "Одесский вестник", "в углубление самого большого камня положили... несколько серебряных монет 1827 года и бронзовый медальон с изображением покойного герцога, выбитый по случаю его смерти в Париже в 1922 году. Все это было покрыто сверху "медной доской, на коей вырезана надпись, содержащая обстоятельства сооружения сего памятника".

Медальон – это не что иное, как бронзовая памятная медаль (ее можно причислить к первой одесской), выполненная известным французским скульптором и медальером Дьедонне. На лицевой стороне медали, диаметр которой превышает 40 миллиметров, даны погрудное, обращенное влево изображение герцога в мундире первого министра Франции и надпись на французском языке: "Арман Дюплесси дюк де Ришелье, пэр Франции". Его мундир украшают многочисленные награды, среди которых и русские – ордена Св. Георгия и Св. Андрея Первозванного.

Первый из них – Георгиевский крест и одновременно золотую шпагу с надписью "За храбрость" Ришелье получил за участие в штурме Измаила в 1790 году, когда он в качестве волонтера находился в рядах русской армии под командованием А.В. Суворова. А в 1818 году, когда Ришелье пребывал уже в Париже на посту первого министра и министра иностранных дел Франции, император Александр I пожаловал ему орден Андрея Первозванного. Это произошло после посещения императором Одессы в мае 1818 года. Спустя немногим меньше месяца в рескрипте на имя Ришелье государь изливал свои к нему чувства и, описывая благоприятное впечатление, оставленное юной Одессой, одновременно сообщил о награждении бывшего одесского градоначальника и управителя краем высочайшей русской наградой!

Феликс КАМЕНЩКИЙ.