Номер 38 (834), 29.09.2006
(Окончание. Начало в № № 36-37.)
Как застраховать свои риски, чтобы не оказаться при этом кинутым
7. ГЛЯДИ В КОРЕНЬ... ДОГОВОРА
Здесь приведены, как обещано, те советы, которые АСУ дает потребителям:
требуйте от страховой компании копии любых документов, за ознакомление с которыми (или под которыми) вы подписываетесь. К договору страхования обязательно должна быть приложена копия правил страхования;
если в договоре страхования указано, что вы ознакомлены с правилами страхования, и даже если при этом в договоре воспроизведен какой-то текст, похожий на эти правила, то, подписывая договор, уточните письменно, с какими именно правилами вы ознакомлены, укажите названия правил, номер и дату их регистрации;
внимательно читайте правила и договор страхования (особенно то, что написано мелким шрифтом) и четко их исполняйте, в особенности требования, касающиеся сроков уведомления о наступлении страхового события и перечня подтверждающих документов;
внимательно рассматривайте каждое положение договора на предмет возможности его использования против интересов клиента (после получения своей премии страховая компания именно так и поступает), и если такое положение в договоре обнаружится, то оно должно быть изменено;
если до подписания договора у вас возникают вопросы, не стесняйтесь их задавать. Получив ответ, потребуйте внести уточнения в договор;
помните: словесные уточнения не имеют юридической силы. Все уточнения должны быть зафиксированы письменно;
договор страхования должен быть подписан уполномоченным лицом страховой компании с расшифровкой фамилии и уточнением его должности;
полномочия представителя СК должны быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально, или руководителем СК;
четко формулируйте требования к СК в заявлении на выплату возмещения, внимательно читайте ответы, полученные от СК, и старайтесь их по возможности исполнять;
все обращения в СК оформляйте только в письменном виде, с получением письменного подтверждения о факте и дате вручения вашего обращения;
обращение можно подать лично (в этом случае получатель ставит свою подпись, дату и штамп на экземпляре, остающемся у клиента) или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
не реагируйте на телефонные сообщения (просьбы, отказы) сотрудников СК все сообщения, предполагающие какие-либо ваши действия и могущие иметь юридические последствия, необходимо оформлять в письменном виде;
ни при каких обстоятельствах не отдавайте оригиналы имеющихся у вас документов без них невозможно отстаивать и доказывать ваши права. При необходимости пользуйтесь простыми или заверенными копиями;
внимательно проверьте свои данные, указанные в договоре: фамилию, имя, отчество, номер паспорта и адрес. Могут быть как описки, так и злостные искажения. Привожу пример пятнадцатилетней давности.
Моя соседка по дому была как-то на пос. Таирова у подруги, проживающей по ул. Королева. К подруге пришла представительница Госстраха и стала агитировать, как это бывало в советские временна, застраховать свое личное имущество. Моя соседка поддалась на агитацию симпатичной молодой женщины и тут же заключила договор (благо с собой был паспорт). Примерно через месяц она случайно обнаружила, что вместо ул. Короленко, на которой она проживает (ныне ул. Софиевская), написано: ул. Королева. Считая, что это случайная ошибка, она поехала в Таировское отделение Госстраха, отыскала агента. Но та объяснила ей, что это никакая не ошибка. Просто улица Короленко не относится к ее участку и даже к их отделению Госстраха. "Ничего страшного, не переживайте", произнесла страховщица, стремившаяся, естественно, пополнить свой портфель, вы же не думаете, что есть реальная угроза, что кто-то польстится на ваш скарб"...
Комментарии, как говорится, излишни.
И напоследок еще один совет. Знаете ли вы, что в случае ДТП даже незастрахованный пассажир или пешеход могут получить возмещение за ущерб имуществу в сумме до 25,5 тыс. грн, а за ущерб здоровью в сумме до 51 тыс. грн.
Нужно только подать соответственно оформленное заявление (лично или по почте, как уже объяснялось выше) с приложением документа, подтверждающего факт ДТП (справка берется в ГАИ) и справки из медучреждения об утрате трудоспособности или установлении инвалидности и другие документы, имеющие отношение к ДТП, заверенные в выдавшем их учреждении или нотариально.
Заявления подаются в страховую компанию, если известна СК, застраховавшая ответственность водителя, виновного в ДТП, или в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины М(Т)СБУ, которое рассматривает все проблемные случаи. Указанные организации обязаны проконсультировать заявителя при составлении заявления, ознакомить его с нормативными актами и порядком начисления возмещения. До подачи заявления участники ДТП должны немедленно сообщить о происшествии в органы МВД, а в течение 3-х дней уведомить страховую компанию или М(Т)СБУ.
Срок подачи самого заявления законом не ограничен. В зависимости от состояния пострадавшего заявление может быть подано им лично, или родственниками, или знакомыми (в последнем случае должна быть нотариально заверенная доверенность).
Если заявитель обратился в страховую компанию и ее ответ (обязательно в письменном виде) его не удовлетворяет, он вправе подать жалобу на СК в М(Т)СБУ или в Госфинуслуг. Жалоба на М(Т)СБУ подается в Госфинуслуг. Дальнейшее обжалование осуществляется уже в судебном порядке.
Елена ГРИГОРЬЕВА.
Адреса для обращения:
М(Т)СБУ: 02154, г. Киев, Русановский бульвар 8, тел. (044) 239-20-30, (044) 239-20-27, (044)501-85-31.
Госфинуслуг: 01001, Киев-1, ул. Б. Гринченко, 3,
тел.(044) 234-39-46, (044) 234-02-24.