Номер 35 (931), 19.09.2008

АРТИСТ, НАРОДНЫЙ БЕЗ КАВЫЧЕК

В это трудно поверить, но народному артисту Украины Михаилу Бакальчуку - 70 лет.

Его смело можно назвать если не "последним из могикан", то, как минимум, один из самых последних. Ибо жанр конферанса, который принес нашему земляку известность и признание, в нынешнем шоу-бизнесе практически не востребован. Между тем, еще не ушли в глубокое прошлое времена, когда конферансье считался "хозяином концерта". А начиналось все столетие назад. Девяносто лет назад в одном из московских богемных подвальчиков вышел на крохотную эстраду небольшого роста толстый человечек, в самом обычном житейском костюме, и принялся разговаривать со зрителями, остря и по ходу дела отвечая на их реплики. В то время такое поведение казалось ошеломляюще новым и очень скоро этот толстый смешной человек - актер Художественного театра Никита Балиев - приобрел большую популярность. Амплуа, в котором он выступал, назвали красивым иноземным словом - конферансье, которое и дожило благополучно до 1980-х. Тогда начали исчезать большие "сборные" концерты, на советской эстраде воцарились вокально-инструментальные ансамбли, которым никакого конферанса не требовалось. Верными жанру конферанса оставались очень и очень немногие. Сегодня таких артистов можно просто пересчитать по пальцам. Один из них - Михаил Бакальчук.

Если Михаила Ильича попросить вспомнить, с чего все начиналось, он почти наверняка расскажет о военном госпитале, где пришлось ему дневать и ночевать, когда семья жила в эвакуации. Среди раненых много было таких, кто оставил дома детей, и забавный четырехлетний карапуз поневоле вызывал у них горькие мысли о своих - таких же забавных, смешливых, но очень и очень далеких. Миша ухватил это детским инстинктом; ему все время хотелось сделать что- то хорошее для этих взрослых дядей, у которых почему-то при его появлении странно увлажнялись глаза и теплел голос. Но что мог сделать мальчуган? Он все-таки придумал: притащил табурет, залез на него и стал читать все стихи, которые только успел выучить. Может быть, никогда больше за всю свою долгую артистическую жизнь не имел Михаил Бакальчук такого благодарного и отзывчивого зрителя. А сахар и хлеб, что перепадали ему в качестве "гонорара", были самой щедрой платой. Кто знает, может именно тогда, в военном госпитале, и определилась его судьба...

Первым его творческим наставником стал Генрих Пинский, один из когорты легендарных одесских конферансье 1920 годов. В ту пору шутили, что вся советская эстрада вышла из Одессы. Что касается такого жанра как конферанс, то в этом утверждении была изрядная доля истины. Муравский, Хенкин, Громов и Милич, Коралли, тот же Утесов, всегда блестяще ведший собственные концерты. Наконец, именно в Одессе начинал свою карьеру ведущего один из самых первых конферансье еще царской России - Алексей Алексеев... Со всеми этими мастерами Генрих Пинский был хорошо знаком и, естественно, рассказывал о них своему юному ученику. Так Миша Бакальчук получал уроки эстрадного мастерства, можно сказать, "из первых рук", и если применимы в искусстве родственные категории, то он - творческий "сын" первого поколения отечественных конферансье.

А еще практические уроки юноша получал на концертах, которые вел тогдашний одесский корифей - Аркадий Астахов.

Из воспоминаний народного артиста Украины Михаила БАКАЛЬЧУКА:

- Когда я впервые увидел Аркадия Астахова на эстраде, не помню. Наверное, в середине пятидесятых годов. Тогда во Дворце культуры промкооперации (ныне это Дворец строителей имени Леси Украинки) довольно часто устраивались сборные концерты артистов эстрады, которые как правило вел Аркадий Астахов. Я абсолютно точно запомнил свое первое впечатление от конферансье Астахова: на сцену вышел настоящий хозяин концерта. При этом он вел программу так, что ничем себя не выделял, не выпячивал, а стремился как можно эффектнее и "вкуснее" подать выступавшего артиста. Это и есть "высший пилотаж" в искусстве ведения концерта, к чему я стремился всю свою последующую творческую жизнь. Как-то не очень давно довелось мне участвовать в большом сборном концерте, где первое отделение вела хорошая и красивая драматическая актриса, а мне выпало вести вторую часть программы. После финального номера и аплодисментов ко мне подошел один из устроителей и сказал:

- Когда вы вышли на сцену, сразу почувствовалось, что появился хозяин.

Это было для меня самым большим комплиментом.

М. Бакальчуку повезло не только с учителями, но и со Временем. Ведь в ту пору в Одессе будоражил зрителей своими острыми и забавными спектаклями студенческий театр "Парнас- 2", ставший стартовой площадкой для многих будущих мастеров, включая М. Жванецкого. Зарождалось в вузах и научных институтах движение КВН, которое вскоре выплеснуло наружу незабываемую команду "трубочистов". Собирали полные залы концерты молодежного эстрадного оркестра под руководством Евгения Болотинского...

С последним из коллективов и свела судьба начинающего конферансье Михаила Бакальчука. Здесь он набирался опыта, чтобы потом, образно говоря, выпорхнуть из родного гнезда. И видать, неплохую школу прошел одесский юноша, если вскоре, уже достаточно далеко от родного дома, ему доверяли вести концерты с участием тогдашних, выражаясь нынешним языком, "суперзвезд". Легендарная Клавдия Ивановна Шульженко и не менее легендарная Лолита Торрес, вечно оставшийся "глазами напротив" Валерий Ободзинский и сладкоголосый Яак Иоала, некогда безумно у нас популярный, а ныне фактически забытый Джордже Марьянович, и Иосиф Кобзон, который никогда не даст о себе забыть... Сколько прекрасных артистов представлял зрителям за свою долгую карьеру конферансье Михаил Бакальчук! А добавьте сюда вовсе не знаменитых, но хороших артистов оперы, театра, оригинального жанра, плюс детские коллективы и начинающих исполнителей! Как настоящий профессионал М. Бакальчук с равной степенью ответственности проводил и гастроли суперзвезд, и шефские концерты в воинских частях, и программы на сельских стадионах.

Десять лет назад мне довелось освещать фестиваль "Дунайская весна", который проходил в Измаиле, Килии, Рени. Концертные программы этого фестиваля обречены на успех уже в силу того, что сейчас гастролеры в районах области выступают крайне редко, и местные стадионы в любом случае заполняются вдвое от количества "посадочных мест". Но М. Бакальчук всякий раз был беспокоен: правильно ли выстроена программа, как принимают зрители того или иного артиста, куда какие нужно внести коррективы... Тысячи вопросов одолевали его, хотя мог спокойно заниматься своим прямым делом - вести концерт. Но нет, "хозяин концерта" он и есть хозяин, главное отличительное качество которого - ответственность. Свойство это, в высочайшей степени присущее некогда всем корифеям жанра, а после незаметно утраченное их не слишком талантливыми последователями, нынче оказалось как бы "авангардным"; мы еще не привыкли ощущать, что сами и только сами являемся хозяевами своей судьбы, своего дела и в этом плане старый артист М. Бакальчук являет черты нового поколения.

Михаил Ильич носит звание "народный артист". Нынче награды сильно обесценены массовой их раздачей. Но стоит пройтись с М. Бакальчуком по улице, увидеть, как радостно улыбаются люди при нечаянной встрече с ним, чтобы понять: он действительно народный артист - безо всяких кавычек. Ну, а если такой титул присвоен официально, то тем лучше: значит, власть и народ думают одинаково. Что случается у нас крайне редко.

Александр ГАЛЯС.

Фото Олега ВЛАДИМИРОВСКОГО.