Номер 29 (825), 28.07.2006
К 490-летию со дня смерти Хиеронимуса Босха
На рубеже XV и XVI веков в Нидерландах вновь возникает искусство, уходящее своими корнями в местную традицию. Это было обращение к тому средневековью, которое еще жило в песне, в пословице, в народном театре и в резьбе.
В творчестве Хиеронимуса Босха это направление нашло наиболее полное выражение. По характеру своего живописного мастерства он связан с нидерландскими мастерами XV века. Это особенно касается его многочисленных картин страшного суда и искушений св. Антония. В них все перепуталось и смешалось: люди, страшилища, звери, огромные птицы и адские орудия пыток. Некоторые из уродов Босха появляются и в евангельских сценах: мучители Христа, воины и фарисеи, горбоносые, с оскаленными зубами, тесно обступили его, как нечисть, которая исчезает при крике петуха.
Но чудовища Босха уже не в состоянии устрашать; они смешны и нелепы, как ряженые на карнавале. Видимо, Босх много заимствовал из фольклора. Вместе с исчадиями ада в нидерландскую живопись ворвалась смачная народная шутка, веселое озорство пословиц и поговорок.
Из книги Кареля ван Мандера "Жизнеописание нидерландских и немецких живописцев":
Хиеронимус родился в Герцогенбосхе, но сведений о времени его рождения и смерти я добыть не мог и знаю только то, что он жил в очень раннюю пору. ...Способ его письма был смелый, искусный и красивый. Свои произведения он часто писал с одного удара кисти, и все-таки картины его были очень красивы и краски не изменялись.
Несколько его произведений находятся в Амстердаме. Я видел там в одном месте его картину "Бегство в Египет", на которой были изображены Иосиф, расспрашивающий крестьянина относительно дороги, и Мария, сидящая на осле. В глубине виднелась причудливая скала, очень удобная для отдыха, так как она представляла собою род постоялого двора, где находилось несколько разнородных маленьких фигур людей, заставлявших плясать за деньги большого медведя. Все это имело необыкновенно странный и смешной вид.
Кроме того, на Ваале есть его работы "Ад", где представлено, как были освобождены патриархи и как Иуда, думавший, что и он также может выйти оттуда, был пойман в петлю и повешен. Удивительно, в каком смешном виде изображены здесь все чудовища и как прекрасно и близко к природе он сумел передать жар, пламя и дым.
Затем в Амстердаме есть еще его кисти "Несение креста", где, против обыкновения, он выказал более серьезности. В Харлеме, в доме любителя искусства Яна Дитринга, я видел несколько его произведений, а именно створок с изображениями святых. Одна из них представляет святого монаха, который ведет с толпой еретиков спор и велит все их книги вместе со своей бросить в огонь; тот должен был считаться правым, книга которого не сгорит, и книга святого вылетела вон из огня невредимой. Все здесь было написано превосходно. Его произведения можно видеть еще в церквах Герцогенбосха, а также и в других местах. Картины его есть и в Испании, в Эскуриале, где они пользуются большим почетом. Лампеониус в своих стихах говорит ему следующее:
"Что означает, Хиеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездна алчного Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней".
Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.