Номер 26 (822), 07.07.2006
Вопрос о необходимости трамвая на конной тяге был поднят еще в середине 60-х годов XIX века. Но только 27 августа 1879 года городская Дума заключила договор с агентством Бельгийского общества Одесской конной ж/д. Построена же конка была весной 1880 года: тогда была открыта первая линия конно-железной дороги "Ланжерон" с маршрутом от угла Ришельевской и Почтовой (Жуковского), дальше по Почтовой и Канатной по Сабанскому переулку и Александровскому парку (им. Т.Г. Шевченко). В том же году было открыто продолжение этой линии, но в противоположную сторону (по Почтовой вверх, через Тираспольскую площадь и улицу до угла Старопортофранковской; а за добавочный билет, равный стоимости основного (5 копеек), далее по Прохоровской, Степовой и до ж/д станции "Одесса- Товарная". И в следующем году линия конки соединила центр с портом и также была сооружена линия "Толкучий рынок" (на углу Старопортофранковской и Разумовской) Большая Арнаутская Белинского (до Юнкерского училища), с продолжением этой линии в летнюю пору на Малый Фонтан. В 1882 конка стала ходить на Пересыпь и Большой Фонтан, а в 1883 году и на Хаджибеевский лиман. Так за 4 года Одесса получила весьма развитую сеть конного трамвая с годовой перевозкой до 8,7 миллиона пассажиров. Вагоны перевозили до 40, а то и до 70 пассажиров. К концу 19 века в Одессе уже было 17 маршрутов конки.
Строительство загородных дач на Фонтанах, в Аркадии, Люстдорфе, наплыв отдыхающих в грязелечебницы Куяльницкого и Хаджибейского лиманов вызвали необходимость прокладки еще двух линий, но уже для парового трамвая. Первая линия была проложена между Куликовым полем и Большим Фонтаном. Вторая пролегла от Херсонского сквера к Хаджибейскому парку. Паровички просуществовали в Одессе до 1920 года и только с нехваткой топлива их движение пришлось прекратить.
В августе 1907 года немецкая община Люстдорф на три года раньше, чем городская Дума Одессы, запустила у себя электрический трамвай для удобства сообщения с дачей Ковалевского. Пуск рельсового транспорта к Люстдорфу должен был вызвать наплыв туда городской публики в летний сезон, расширить дачное строительство, что в свою очередь приведет к повышению стоимости земли.
В 1908 был подписан договор с Бельгийским обществом, о переоборудовании конной тяги трамваев на электрическую и прокладку новых линий. Спустя три года, 24 сентября 1910 года, состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая "Лидерсовский бульвар Александровский парк". Свидетелем этих событий был юный Ю. Олеша: "Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был и какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой, также градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: Легоде. Это был директор бельгийской компании, соорудивший эту первую трамвайную линию в Одессе".
Интересно отметить, что водитель первого одесского трамвая Николай Семенович Заприса прожил ровно... 100 лет (1893-1983)! А первого кондуктора звали Устиния Андреевна Заяц!
По договору эксплуатация продолжалась с 1910 до 1929 года. Было создано 32 линии. Максимальный объем перевозок в дореволюционный период приходится на 1913 год 55 миллионов пассажиров. Население города тогда составляло 400 тысяч человек. С 1924 года начинается работа по графику, который соблюдался даже в период оккупации. Через 10 лет, в мае 1934, по 29-му маршруту (Греческая площадь Черноморка) новые трамваи пошли уже по широкой колее. За год до войны после реконструкции трамвайного пути и модернизации подвижного состава услугами городского электротранспорта воспользовались уже 227,4 миллиона пассажиров.
Андрей КРАНТОВ, студент 5 курса исторического фак-та ОНУ
им. И.И. Мечникова.