Номер 25 (770), 01.07.2005

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...

"Оранжевые" события конца минувшего года отодвинули на второй план то, что по большому счету для обыкновенных одесситов важнее всяких революций – реформу ЖКХ. Точнее было бы сказать, – провал этой реформы. Сейчас в этой сфере царит полная неразбериха, и даже новая власть не делает пока что никаких заявлений о перспективах жилищно-коммунального хозяйства. А раз нет перспективы, то полезно будет оглянуться назад и проанализировать: почему до сферы ЖКХ никак не дойдет реформирование?

Сейчас никто не вспоминает о таком документе, как Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Одесской области на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г., которая была принята три года назад. В объяснительной записке к областной Программе приводились, в частности, такие данные: покрытие расходов на водоснабжение составляет 70 %, водоотведение – 79 %, теплоснабжение – 80 %, на содержание домов – 60-64%. В Программе ставилась задача обеспечить 100-процентную оплату стоимости услуг за счет потребителей, причем срок ее решения (внимание!) – до 2006 года. Одно из самых удивительных мест этого документа – предположение, будто удастся достигнуть снижения расходов на ЖКХ на 22 %. За счет чего? А за счет "создания в системе ЖКХ рыночных механизмов", куда входят упорядочение отношений собственности, определение заказчиков жилищно-коммунальных услуг, внедрение эффективной системы управления и т.п. Ключевая проблема, утверждается в пояснительной записке, – внедрение системы договорных отношений, обусловленных появлением в этой сфере предприятий разных форм собственности. Эти предприятия будут конкурировать между собой, что позволит собственникам жилищ выбирать на тендерной основе наиболее подходящих специалистов. Также в Программе указано на необходимость поддерживать создание объединений собственников домов и квартир в качестве неприбыльных организаций; стимулировать установку счетчиков потребления воды, тепла и газа; внедрение энергосберегающих технологий и т.п.

Согласно расчетам, объем капитальных вложений, необходимых для реконструкции, модернизации и технического обновления сферы ЖКХ в 2003-2010 гг., составил около 3,9 млрд грн (в ценах 2002 г.). Основных источников финансирования предусмотрено три: госбюджет должен выделить 1,5 млрд грн, местные бюджеты – около 2 млрд грн, предприятия – 0,4 млрд грн.

В областной Программе предусмотрели и меры интеллектуально-информационного обеспечения ее реализации: создание специального методического кабинета для консультирования предприятий, ведомств, граждан по вопросам, связанным с реформированием ЖКХ; формирование комиссий, задача которых – анализ материального состояния трудящихся и рассмотрение вопросов, связанных с долгами за жилищно-коммунальные услуги и т.п.

Комментировать этот документ сегодня очень просто, но бессмысленно. На бумаге все было прописано хорошо, но конкретных механизмов привлечения частного капитала в сферу ЖКХ не предусматривалось. Волюнтаристское решение Одесского горсовета единым махом превратить бывшие ЖЭКи в ЧП (частные предприятия), как и следовало ожидать, не привело ни к чему хорошему, кроме озлобления граждан. В этом нет ничего удивительного, поскольку наши горе-реформаторы умудрились повторить буквально все ошибки своих российских коллег...

Елена ДАРАКОВА.