Номер 22 (869), 15.06.2007
Развитие любого порта нередко сопровождается ухудшением экологии моря. А вот как с экологией обстоит дело сегодня, мы поинтересовались у начальника отдела качества водной среды Одесского филиала института биологии южных морей Национальной академии наук Украины Сергея Евгеньевича Дятлова.
УЧИТЬСЯ У ПРИРОДЫ
- Наш институт после тщательного изучения работы Одесского порта, дал заключение на строительство причалов. Мы считаем, что если порт будет развиваться как экологически чистый, без загрязнения моря, то город от этого только выиграет. Тут нужно учитывать соблюдение интересы города и бизнеса. Порт - градообразующее предприятие. И как решить возникающие вопросы, я думаю, этому надо учиться у природы, где все находится в равновесии.
Сегодня порт идет по пути контейнерных перевозок, что подразумевает экологически чистую транспортировку грузов. Но в то же время перевозятся и опасные грузы: нефтепродукты, сжиженный газ. Разлив нефтепродуктов является особо опасным для экологии моря. Нефть - это смесь. Попадая в морскую воду, она разделяется на фракции. Самая легкая фракция образует пленку на поверхности воды. В прошлом году мы наблюдали это явление на Лузановке после разлива нефти. Один литр нефти может покрыть километр моря. Образование пленки препятствует обмену атмосферного кислорода с морем, что ведет к уничтожению растений - водорослей. Менее легкие токсические фракции вызывают уродство у рыб, гибель молодых особей. Тяжелая нефть оседает на дно и загрязняет донные отложения. Фауна в этом месте жить не может.
- Причем замечу, - добавил Сергей Евгеньевич, - разливы нефти совершаются регулярно.
По данным Государственной экологической инспекции Черного моря, уровень нефепродуктов в этом году в портах ниже предельно допустимых концентраций (ПДК), что свидетельствует о хорошей природоохранной деятельности порта. У причалов плавают медузы - своеобразные индикаторы моря. Также и вода на пляжах Одессы по химическим и биологическим показателям сегодня в норме.
- Большую роль в очищении моря выполняют мидии, санитары моря, - продолжил Сергей Евгеньевич, - они хорошо фильтруют воду. Сейчас НИИ работает над созданием искусственных рифов, которые будут обеспечивать очищение сточных вод. Вдоль спуска сточных вод будут построены две гряды из ракушечника, которые заселят мидии и моллюски.
МОРЕ СТАЛО ОЧИЩАТЬСЯ
Загрязнение море происходит по разным причинам. Это и водные стоки из Днепра и Буга, сбросы предприятий и смывы с полей. Загрязнение моря биогенными веществами началось с 60- х годов прошлого века. В сельском хозяйстве органических удобрений не хватало, стали применять минеральные. Удобрения зачастую ссыпались без меры, лежали кучами под открытым небом. Дожди размывали их и уносили в море. Поступление биогенных веществ вызвало деградацию моря. Когда азота и фосфора мало, за них идет конкурентная борьба. Животные и растения приспосабливаются к полноценному использованию биогенных элементов. В таком море высокое биологическое разнообразие. И как установили кибернетики, когда много компонентов в системе, она устойчива, а значит, легче справляется с загрязнениями. В Черном море же получилось перенасыщение биогенными веществами, что повлекло к исчезновение многих видов рыб и растений. В море из-за увеличения роста водорослей и их гибели стали образовываться заморы - области с дефицитом кислорода. Кроме того, в областях заморов образуется сероводород, который иногда приходит к нашим берегам.
- Но в последнее время мы заметили тенденцию восстановления Черного моря, - сказал Сергей Евгеньевич. Предприятия практически не работают. Смыв с полей биогенных веществ стал меньше, потому что их уже экономят и хранят на складах, а не под открытым небом. Больше прибрежным зонам рек стали уделять внимание европейцы. Сегодня в море уже появились прежние виды: морской язык, морской петух, можно встретить морских коньков. Кстати, именно это животное является эмблемой нашего института.
Конечно, до полного восстановления Черному морю еще далеко. Но мы надеемся, что вернемся к ситуации середины 20 века, когда вода в море была чистой и прозрачной. А для этого главное, чтобы все предприятия пользовались очистными сооружениями, и портами осуществлялся строгий контроль за перевозками опасных продуктов.
Материалы подготовила Инна ИЩУК.
Фото автора.