Номер 13 (860), 13.04.2007
Десять лет назад в Москве на 92-м году жизни умер писатель Лев Овалов. Событие это осталось практически незамеченным. Немногие, кто имел представление, о ком идет речь, удивлялись, как долго прожил этот человек, 15 лет проведший в сталинских лагерях. Между тем о главном "деянии" его жизни знают без преувеличения миллионы. Лев Овалов создатель легендарного образа майора Пронина.
Сама фамилия этого литературного персонажа сделалась нарицательной. Майор Пронин герой многочисленных анекдотов. Режиссер М. Зайцев снял три мультфильма, где с врагами борется уже внук майора ("Капитан Пронин, внук майора Пронина", "Капитан Пронин в Америке", "Капитан Пронин в космосе"). Не так давно были изданы два римейка "Блюз для майора Пронина" и "Оправдания майора Пронина" (автор Е. Малевский). Это свидетельствует о неувядающей славе литературного героя. Если учесть, что рассказы о майоре Пронине появились на свет раньше стихов о дяде Степе, то можно смело сказать, что герой Льва Овалова первый нарицательный образ милиционера в русской литературе.
Между тем о создателе этого образа известно на удивление немногое. Хотя прожил он длинную и богатую на события жизнь.
Лев Сергеевич Шаповалов (такова настоящая фамилия писателя) родился 16 (29 по нов. ст.) августа 1905 года в Москве. Согласно автобиографии, в 1920 году он вступил в ВКП(б). Спасаясь с семьей от голода, он покинул Москву, перебравшись в Орловскую губернию. В 16 лет стал секретарем Малоархангельского уездного комитета РКСМ, затем вернулся в Москву. Заведовал библиотекой в клубе грузчиков, одновременно начал заниматься литературой. Сотрудничал с газетами "Рабочая Москва" и "Крестьянская газета", видимо, это и стало причиной назначения Льва Шаповалова инструктором по печати Московского областного комитета ВКП(б). Первыми литературными опытами будущего писателя стали книга для детей "Пятеро на одних коньках" и брошюры "Не меньше 35. Как селькоры и стенгазеты должны содействовать повышению урожайности", "Как работать. Кружки селькоров и друзей газеты". Успех же пришел к 24-летнему литератору после выхода повести "Болтовня". Сюжет ее сегодня кажется забавным: наборщик Морозов, который не прочь по-стариковски поболтать и поругать плохих коммунистов, на старости лет вступает в партию. Но талант и молодое ощущение жизни пересилили плоскую идею; выход повести отметил даже в одном из парижских эмигрантских изданий поэт и критик Георгий Адамович. Советская же критика и вовсе подняла писателя "на щит": в одном из докладов, прозвучавших на XVI съезде ВКП(б), дебютант Лев Овалов был назван в числе ведущих представителей пролетарской литературы.
Но следующий роман Л. Овалова "Ловцы сомнений" был подвергнут жестокой критике со стороны тех же "пролетарских писателей". Автора обвиняли не более не менее, как в том, что он "встал на позицию троцкистских контрабандистов". В 1932 году книга была запрещена Главлитом. Пришлось писателю обращаться к наркому Л.М. Кагановичу с просьбой защитить его от травли. По всей видимости, Л. Каганович откликнулся, поскольку дальнейшая карьера Льва Овалова складывается благополучно и в творческом, и в житейском отношениях. В течение 1930-х гг. он издает более 10 книг. Одна из самых известных роман о строительстве Уралмаша "Зина Демина". Интересно, что прототипом одного из героев этого романа стал Цзян Цинго, сын президента Китая Чан Кайши, который учился и работал в СССР с 1925 по 1937 гг. и даже одно время жил с Оваловым в одной коммунальной квартире. Параллельно с этим Л. Овалов занимает различные редакторские должности в журналах "Селькор", "Рост", "Молодая гвардия". В 1939 году Л. Овалов становится главным редактором журнала "Вокруг света", где и появляется рассказ "Синие мечи" первый в цикле о майоре Пронине.
Высокопоставленный сотрудник НКВД был настолько новым героем для советской литературы, что цикл рассказов о доблестном майоре долгое время не мог увидеть свет. Первый набор книги, которая должна была выйти в "Военмориздате", был рассыпан. Сочувствовавший Л. Овалову драматург Всеволод Вишневский, бывший в ту пору главным редактором журнала "Знамя", обратился за помощью к наркому иностранных дел В.М. Молотову, после чего рассказ вышел не только в журнале, но и отдельной книгой в серии "Библиотечка красноармейца".
Незадолго до начала войны в журнале "Огонек" Л. Овалов напечатал повесть "Голубой ангел", имевшую огромный успех у читателей. Современный исследователь отмечает, что цикл о майоре Пронине, оказавший большое влияние на развитие советского детектива, для этого жанра не вполне типичен. В нем практически отсутствуют перестрелки, погони. Герой же предстает интеллектуалом, знатоком современной литературы, в том числе и западной. Впрочем, в немалой степени это объясняется жесткой цензурой в освещении работы советской милиции. Начиная с середины 1930-х гг. подробности уголовных процессов и действий милиции исчезают даже из периодики. По существу, единственными, кто приподнял завесу над этим таинством, оказались два Льва Овалов со своими рассказами о майоре Пронине и Шейнин, автор "Записок следователя". Примечательно, что оба они впоследствии оказались в местах не столь отдаленных...
Первым тюремные прелести испытал Л. Овалов, арестованный незадолго до начала войны. Причины ареста модного писателя достоверно неизвестны. Сам Л. Овалов объяснял это так: "Из всех моих героев судьба теснее всего связала меня с Прониным. У тех, кто боролся против дела, которому служил Пронин, он вызывал глубокую неприязнь. Свою неприязнь противники Пронина перенесли и на его автора. Берия нажаловался на меня Сталину, и... Не сравниваю себя с Радищевым, а "Рассказы майора Пронина" с "Путешествием из Петербурга в Москву", но мне, как и Радищеву, пришлось поплатиться за свою книгу пятнадцатью годами жизни. Радищев провел восемь лет в остроге и семь в ссылке, и я провел восемь лет в лагере и семь в ссылке. Печальное совпадение. На Радищева обрушилась Екатерина Вторая, а на меня Берия и Сталин". Утверждение достаточно спорное, ибо, если следовать подобной логике, врагом сотрудника органов внутренних дел Пронина выступает... нарком внутренних дел Берия.
Но, как бы там ни было, а в Москву Л. Овалов вернулся лишь в 1956 году. Он был полностью реабилитирован, восстановлен в КПСС с сохранением партийного стажа, а уже в 1957-м в популярной серии "Библиотечка военных приключений" вышел сборник "Приключения майора Пронина". Через два года в "Огоньке" появилась публикация романа "Медная пуговица". Это последнее крупное произведение, где действует майор Пронин. У романа этого оказалась поистине удивительная судьба. При своем появлении он был в пух и прах раскритикован либеральной советской критикой, группировавшейся вокруг журнала "Новый мир". "Медная пуговица" не понравилась и Н.С. Хрущеву, по тому дальше журнальной публикации дело не пошло. "А тем временем, с горечью отмечал писатель, роман перевели и издали в Венгрии, Греции, Индонезии, Китае, США, Чехословакии, четырьмя изданиями книжка вышла во Вьетнаме, шесть изданий выдержала в ГДР, кроме того, роман был опубликован в ГДР в серии "Роман-газета", в Венгрии и Чехословакии по "Медной пуговице" созданы многосерийные телефильмы. В Канаде роман полностью перепечатала газета "Вестник", выходящая на русском языке". В СССР "Медная пуговица" вышла отдельной книгой лишь в 1981 году, когда майор Пронин уже давно стал фигурой нарицательной, героем многочисленных анекдотов. Впрочем, это только способствовало популярности романа: за последующие 10 лет книга издавалась еще четырежды.
Самый знаменитый герой писателя Л. Овалова в конце концов дослужился до генерала: в этом звании он возникает в романе "Секретное оружие" но уже как друг и советчик более молодых героев. "Он был уже немолод, генерал Пронин давно мог уйти на пенсию, но сам не просился, а начальство не предлагало. Он был по-настоящему талантлив и, что особенно важно, обладал подлинным даром работать с людьми. Все, кто работали с ним, и уважали и любили его. Строгий, требовательный, принципиальный, но в то же время душевный и справедливый человек".
Кроме своего легендарного майора Лев Овалов создал еще десятки литературных образов: только в 1950-80-х гг. у него вышло более 20 книг, включая трехтомник. Но ни одно из этих произведений даже не приблизилось по степени популярности к предвоенным детективам. Лев Сергеевич Шаповалов умер 30 апреля 1997 года. Согласно завещанию его прах был развеян с вертолета над Москвой.
Лев Овалов не был большим писателем в традиционном понимании. Однако именно ему удалось создать героя, имя которого стало нарицательным и даже вошло в фольклор. Такое во всей мировой литературе удавалось буквально единицам.
Подготовил Александр ГАНИН (по материалам Е. Перемышлева, А. Бильжо и интернета).
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.