Номер 06 (649), 14.02.2003

ПЕРВЫЕ ШАГИ ЭКОНОМИКИ

Люди издавна научились заботиться о своем хозяйстве. Наверное, это были первые заботы, с которыми они встретились. Если бы не хозяйственные нужды, о которых иногда говорят с легким пренебрежением, не развивались бы так бурно науки: математика, физика, биология и даже география.

Обозначение чисел у древних египтян было тесно связано с жизнью, с хозяйством. (Смотри рисунки).

Известно, например, что действие умножение появилось лишь с развитием земледелия. Небезызвестную теорему Пифагора за тысячу лет до Пифагора знали и применяли вавилоняне. С ее помощью они вычисляли количество зерна, нужного для засева поля, рассчитывали размеры строящихся сооружений.

Архимед, по свидетельству римского историка Тита Ливия, сделал свои знаменитые открытия (закон Архимеда, Архимедов винт и др.), забоясь о процветании родного города Сиракузы.

Думается, что и задача определения экономической эффективности – одна из древнейших. Ведь что значит определить экономическую эффективность? Грубо говоря, это значит сравнить одно с другим, установить, что лучше. Говоря более современным языком, это сравнение вариантов и отбор из них наиболее экономичных.

Когда установился обмен продуктами, одеждой, украшениями (а это произошло очень давно, еще при родовом строе), тогда у людей и возникла необходимость выбора вариантов, их сопоставления между собой.

Во времена Троянской войны сопоставления вариантов производилось вполне четко. Откроем "Илиаду":

Третьи призы Ахиллес после этого вынес данайцам.

Первый приз – треножник большой для огня. Тот треножник
Между собой ахейцы в двенадцать быков оценили.
Для побежденного мужа он женщину вывел, в работах
Многих искусную; эту в четыре быка оценили.

Как видим, 1 медный треножник = 12 быкам = 3 рабыням.

Обмен сначала был натуральным, то есть безденежным. Если сапожнику нужны были пироги, он шил пару сапог и шел искать пирожника, которому нужны сапоги. Найдя друг друга, они менялись товарами.

Миллионы раз совершался такой обмен, прежде чем люди сообразили усовершенствовать его. Они договорились измерять ценность любых других вещей одним из распространенных товаров. И это было поистине великое открытие наших предков.

Так появились деньги – всеобщий измеритель, или по-научному, всеобщий эквивалент.

Как видим, сопоставление вариантов еще в древности было одной из самых распространенных экономических задач.

Древний земледелец рассуждал так: "За эту шкуру я должен отдать охотнику три мешка зерна, а за эту – четыре. Но я лучше возьму шкуру за четыре мешка, потому что ее можно проносить в два раза дольше. Вот если бы охотник согласился отдать более дешевую шкуру не за три мешка, а за два, я бы, пожалуй, выбрал ее, а остальное зерно выменял еще на что-нибудь".

Вы приходите в магазин. Допустим, вам надо купить ботинки. Вот ботинки за 50 гривен, а вот за 35 – похуже. Вы раздумываете: что лучше? "За 50 – дороже, но они дольше послужат; за 35 – дешевле, да скорее развалятся, придется ремонтировать или раньше покупать новые. Нет, – решаете вы, – лучше я возьму за 50. Если бы тридцатипятигривневые стоили не 35, а 25, я бы, пожалуй, взял их. Тогда бы я сэкономил деньги на что-нибудь другое".

Чувствуете? Прошли тысячи-тысячи лет, все изменилось на Земле, но суть этих рассуждений одинакова. Подобные рассуждения и есть экономическая оценка вариантов.

Оказывается, наш древний землепашец и вы в магазине, сами того не подозревая, решали одну и ту же экономическую задачу. Правда, очень примитивным способом.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.