Номер 03 (1297), 29.01.2016
В нынешнем январе исполнилось бы сто лет заслуженной артистке Украины, блестящей пианистке и педагогу Людмиле Наумовне Гинзбург. "Играет Людмила Гинзбург - и значит, Одесса жива!" - такие строки ей посвящали поэты при жизни. А сама она посвятила себя Одессе, принеся тем самым большую жертву (был момент, когда нежелание расставаться с родителями и сестрой вернуло ее из Москвы в родные пенаты). Век двадцатый был ее веком; Одесса была ее местом.
- Людмилу Наумовну можно поставить в ряд выдающихся музыкантов двадцатого века, - утверждает глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера Юрий Дикий. - Лет тридцать-сорок назад это утверждение могло бы встретить скепсис и возражения. Современники не всегда оценивают гениальные явления, даже в высокопрофессиональной среде. Должно пройти время, великое видится на расстоянии. Когда мы говорим: "век Гинзбург", все становится на свое место. Ее ученики всегда бывали на ее концертах, она всегда показывала, чего желает добиться, блестяще играла, и это производило невероятное впечатление. Не секрет, что она всего лишь раз в десять лет играла с оркестром, но выходила на сцену - и это всегда был творческий прорыв. Два-три сольных концерта в год было у нее, и всегда замечательных. Делая творческое высказывание, она была искренней с собой и с публикой, говорила все, что хотела сказать.
Людмила Наумовна в течение долгих лет продолжала в нашем городе ту исполнительскую и преподавательскую традицию, заложенную ее педагогом Генрихом Нейгаузом (она неизменно говорила о нем: "Это совсем другое", подчеркивая уникальность его таланта и наработок), которую следует бережно сохранять и в 21-м веке. Гинзбург, безусловно, отказалась от гораздо более блестящей карьеры, которая ожидала бы ее, живи она в столичном городе. Как анекдот, воспринимается фраза одного из ректоров, ей адресованная: "Чтобы не было разговоров, будто вы переманиваете учеников у других, занимайтесь как-то скромнее...". Сама она рассказывала об этом так: "Когда я приехала из Москвы, мне в Одесской консерватории собрали самых бездарных учеников. Как я выдержала этот трудный этап - сейчас не могу представить. Взять хотя бы постоянное притеснение. Когда я приехала - мне скинули из всех классов самых слабых учеников. И вдруг после того, как я заставила работать самых ленивых, оказалось, что они талантливы. Тогда меня вызвал к себе ректор и сказал потрясающие слова, которые я не могу забыть: "Людмила Наумовна, к вам в класс стремятся. Преподаватели расстраиваются и думают, что вы переманиваете к себе учеников. Я знаю, что это не так и для того, чтобы не было разговоров - постарайтесь заниматься как-нибудь скромнее". После этого я часто думала: "Куда я попала?"
Однако скромность, присущая пианистке в быту и общении, не распространялась на творчество, в котором, по ее словам, она была счастлива. В личной жизни, увы, нет. Люди, знавшие Людмилу Гинзбург и ее непростые жизненные обстоятельства, это подтверждают.
Говоря о педагогических принципах Людмилы Наумовны, Юрий Дикий часто цитирует фразу, бывшую ее девизом: "Научить нельзя, но научиться можно". Целью преподавателей ее уровня было стремление как можно скорее стать ненужным своему ученику; причем эта позиция не имела ничего общего с популярным в Одессе репетиторством, которое Людмилу Наумовну, человека принципиального, всегда коробило.
На редких старых фотографиях запечатлена Людмила Наумовна со своим одесским педагогом Марией Старковой, с Эмилем Гилельсом, Серафимой Могилевской, Гедеоном Лейзеровичем, с московскими сокурсниками, а на одном групповом фото стоящий в центре Генрих Нейгауз обнимает за плечи маленького Женю Могилевского, ныне блестящего пианиста... Что интересно, Людмила Гинзбург предпочла окончить полный консерваторский курс в Одессе, прежде чем поехать в Москву, а ведь в то время администрация консерватории пошла навстречу Якову Израилевичу Заку, позволив ему получить диплом, проучившись всего один год и восемь месяцев. Эмиль Гилельс учился чуть больше - более двух лет - и тоже получил в Одессе диплом. Это дает нашему городу право считать этих выдающихся музыкантов выпускниками Одесской консерватории. Думается, и Людмила Наумовна могла воспользоваться возможностью поскорее уехать в Москву, однако она очень ценила работу, проведенную с нею в классе Марией Старковой, и была благодарна своему одесскому педагогу всю дальнейшую жизнь. И все же главной творческой любовью стал Нейгауз, "это совсем другое".
- У нее была мужская сила в исполнительстве, она излучала энергию, - вспоминает редактор альманаха "Мория" Геннадий Кацен. - Она получала огромное удовольствие от аплодисментов, поздравлений, она была создана для слушателей, успеха.
- Все-таки мне кажется, что не только из-за родителей и сестры Людмила Наумовна вернулась в Одессу. Нарочито забыв, что выдающиеся музыканты-исполнители проявить себя могут только в столице? Тема "Гинзбург и Одесса" требует специального исследования. К тому же к этой теме пишущий должен подойти с предельной осторожностью и заинтересованностью, - уверен поэт Игорь Потоцкий.
Как говорят весьма многие, близко знавшие Людмилу Наумовну, люди, она жила словно в особом мире, оценивая свое положение как трудное, но радуясь творчеству, ученикам, возможности быть полезной. Блестящую карьеру, увы, не построить музыканту в Одессе. Но, положа руку на сердце, не она одна пожертвовала некими карьерными возможностями ради счастья жить в любимом городе, делать его своим трудом чуть лучше. Спеси, присущей иным талантам, Людмила Гинзбург была начисто лишена, будучи неизмеримо выше подобных проявлений. Истинная интеллигентность такого не позволяет.
- При жизни Людмила Наумовна была частой гостьей на нашем отделении специального фортепиано, - говорит преподаватель Училища искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича Виктория Кульчицкая. - Казалось бы, музыкант и преподаватель такого уровня могла бы не быть столь внимательной к нам. Но она приходила, с ней можно было посоветоваться, советы ее были необычайно ценны. И сейчас еще работают среди нас ее бывшие ученики. Девизом Людмилы Гинзбург было: "Научить нельзя, но научиться можно". Целью преподавателей ее уровня было стремление как можно скорее стать ненужным своему ученику. У нас регулярно проходит открытый фестиваль-конкурс ее памяти, лучшим студентам-пианистам Музыкальной академии имени Неждановой присуждается стипендия ее имени.
Чем будет ознаменовано "столетье Гинзбург" в Одессе? Прежде всего выпуском альбома с записью двух концертов Людмилы Наумовны в Германии. По инициативе Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера городской Департамент культуры осуществит это благое дело - при жизни пианистки вышел только один диск в Финляндии. Но лучшей данью ее памяти будет возрождение былой славы одесской пианистической школы, которое засвидетельствует: не зря была принесена жертва...
Мария ГУДЫМА.
На фото Л. Е. ГИНЗБУРГ:
Людмила Гинзбург
со знаменитым пианистом Шурой Черкасским -
уроженцем Одессы.