Номер 05 (901), 15.02.2008

В ШКОЛУ, КАК НА ПРАЗДНИК
(один день из школьной жизни)

Средняя школа № 85 в Черноморке является не только образовательным, но и культурным центром. Ребята получают здесь необходимые знания, а в свободное время учатся в разных кружках и секциях. И даже дети из семей беженцев, которые не умели читать и писать, хорошо успевают, ведь занимаются с ними опытные наставники.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ШКОЛЕ № 85

В школе меня приветливо встречает вахтер. На крыльце уже собрались ученики. Они едут в театр на представление.

- Наши ребята постоянно посещают театры, - говорит директор Лариса Ивановна Гордиевская, - школьников туда и обратно возит автобус.

Лариса Ивановна из династии учителей. Мама 47 лет проработала в школе. Сама она была преподавателем физики. А потом получила должность директора. Все свое время отдает школе. И результаты налицо. Оборудуется холл по современному слову, за счет бюджета города оборудован компьютерный класс, полностью отремонтирована кровля, котельная переведена с угля на газ. Школа стоит первой в очереди на получение мультимедийной доски, чтобы внедрять новые технологии в обучение. Большую помощь оказывает райадминистрация. Казалось бы, школа находится на окраине города, но получает такую же поддержку, как и все учебные заведения. Благодаря вниманию властей на дороге перед школой появился светофор, хотя просили установить пешеходный переход и лежащий полицейский. По дороге ездят машины. Рядом трамвайная линия. Но приехал председатель райадминистации и сказал:

- Быть здесь светофору!

Теперь дети могут безопасно переходить дорогу.

Школе очень помогают родители. И когда они видят, как преображаются в лучшую сторону классы и помещение школы (закуплены удобные парты и стулья, установлены пластиковые окна), то снова и снова предлагают свою помощь. Ведь делается все для детей.

Единственная беда - в школе нет актового зала. Приходится проводить мероприятия в фойе или на улице. Мечта директора - достроить актовый зал, чтобы все школьники могли принимать участие в конкурсах, представлениях и праздниках.

ДЕЛАЕМ САМИ КРЕСЛА И ДИВАНЫ

В школе № 85 тишина. Идут уроки. Здесь стараются дать детям и образование, и соответствующее воспитание.

- Разве это порядок, - размышляет Лариса Ивановна, - если у хозяйки пыль на полках и цветы не политы. Мы учим ребят, как смотреть за собой и за домом.

В школе все ученики чистенькие и опрятные. Девочки на уроках труда учатся шить рубашки и платья, вышивать, вязать и плести кружева. Валентина Ивановна Крыжановская показывает поделки, развешанные на стенах и разложенные на полках. Во многих кабинетах находятся изделия труда мальчиков - кресла, диваны, скамейки. Учитель труда Борис Николаевич Романов учит мальчишек всему, что пригодится дома. У каждого есть свой талант, и его надо развивать.

Недавно в школе проводилась конференция о воспитании индивидуальности у ребенка. И выяснилось: детей волнует то, что в них не находят таланты. Но как раз талантам детей школы № 85 есть в чем проявиться. В этом году ребята с помощью своих педагогов сделали 5 мановских научных работ: по математике, сельскому хозяйству (биологии), экономической географии, истории Украины и украинской литературе.

Методическую работу с учителями и учениками возглавляет заместитель директора по творческой работе Валентина Владимировна Коренкова, профессионал своего дела, творческий моторчик школы. За несколько лет работы она успела завоевать уважение школьников и преподавателей. Благодаря ей в школе так много побед и наград на городских и районных конкурсах. Ребята участвовали в 6 олимпиадах, где получили призовые места. Кроме того, учащиеся победили в конкурсах знатоков украинского языка и знатоков олимпийского спорта. Причем лучшим знатоком украинского языка стала Гизал, приехавшая из Афганистана. Девочка пишет стихи и рисует. Прославила родную школу и Настя Черная, завоевав титул "Мисс Украина-Юг" и победу в Лос-Анджелесе на конкурсе "Синдарела".

А еще в школе подрастает будущий "хор Турецкого". Мальчики с нетерпением ждут каждое занятие по хору. Даже одни из самых трудных детей нашли в пении свое увлечение и стали лучше успевать. В школе демократия. Ребята свободно могут высказываться на своем школьном форуме, написать, что они думают о той или иной проблеме. Например, надо ли ходить в театр или заниматься спортом.

Кстати, со спортивными секциями проблема. Школа находится на окраине, и кадры, так сказать, не доезжают. Реализуется спортивная жизнь за счет внеклассных мероприятий.

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ ПО "БАРОМЕТРУ"

Немаловажную роль в школе играет социальный кабинет психолога Натальи Ивановны Зинченко. Ребята здесь могут узнать по "барометру профессий", какая из специальностей востребована на рынке труда, и готовиться в этом направлении. Здесь можно пройти тесты и понять, к какой профессии есть большая склонность. А также посоветоваться по личным проблемам.

Школа № 85 - школа контрастов. Ведь учатся здесь дети с Черноморки, Совиньона, Золотой горки. Кто-то приходит из частной школы, потому что не выдерживает нагрузки. Учатся дети приезжих строителей. В районе много строек. Школа сотрудничает с центром беженцев, откуда тоже приходят ребята. Так что здесь получают образование дети разных национальностей: украинцы, русские, молдаване, евреи, дети из Чечни, Ирана, Ирака, Афганистана.

- Причем нет никакой национальной проблемы, - замечает Лариса Ивановна, - единственная - у поступающих детей низкий уровень образования. Но они быстро наверстывают и догоняют своих сверстников.

Люма и Линда из Ирака совсем не говорили на украинском языке. А сейчас уже даже читают. Дети из азиатских стран стараются получить знания. Они гораздо требовательнее к себе и серьезно относятся к образованию.

Очень интересно проходил в школе день Европы. Каждый класс представлял "свою" страну и оформлял стол со стендом о ней. Так ребята познакомились с традициями и обычаями стран мира. А на городском конкурсе "Пани Европа" школа так представила Турцию с песнями, нарядами, танцами, что ребят попросили выступить в турецком консульстве.

РЕБЯТА ДОЛЖНЫ ГОРДИТЬСЯ ПРОШЛЫМ СВОЕЙ СТРАНЫ И РАСТИ ГЕРОЯМИ

- А теперь мы вам покажем нашу гордость, - шепнула мне заместитель директора по воспитательной работе Надежда Ильинична Булавина и открыла двери музея.

На стеллажах были разложены фронтовые реликвии защитников Одессы времен Великой Отечественной войны: каски, шинели, оружие, пожелтевшие треугольники писем. Все это собрали дети под руководством председателя Совета ветеранов Владимира Николаевича Тарана и руководителя кружка "Поиск" Аллы Михайловны Балашовой. В музее уже достаточно экспонатов, чтобы присвоить ему соответствующий статус.

А начиналось все с военно-патриотического уголка. После одного из мероприятий ветеран войны Иван Николаевич Решетняк позвонил в школу и предложил передать материалы о 25-й Чапаевской дивизии. Торжественная передача прошла во Дворце им. Яши Гордиенко. Это стало толчком к основанию музея. Теперь для его экспонатов нужен целый зал. К тому же ребята с целью развития музея и познания истории места, где живут и учатся, собрали ценный краеведческий материал об улицах Черноморки, который станет весомым дополнением к экспозиции. Например, по улице Политкаторжан свозили заболевших заключенных на лечение в санаторий. Тут же установлен памятник медсестрам, которые оказывали им медицинскую помощь. В переулке Верфяном есть столетний колодец. Улица Амбулаторная названа в честь амбулатории, находившейся на ней. Интересные истории раздобыты про Совиньон и Люстдорф.

На стендах музея развешаны фотографии с Поста № 1, где ребята несут почетную вахту, а также с военно-полевых сборов в воинской части 2800А. Школа сотрудничает с Советом ветеранов и дети имеют возможность послушать фронтовые истории от самих участников боевых действий.

- Военно-патриотическое воспитание включает в себя память о прошлом страны, - говорит Лариса Ивановна, - настоящее и заботу о будущем.

А еще я увидела в середине зала мечту любого моряка - парусное судно. Ребята реставрируют его, починяют. Это доставляет им огромную радость. Ведь они хотят быть моряками, поэтому посещают морскую флотилию.

С ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ

Совершая экскурсию по школе, мы заглянули почти во все классы. Везде уютно, светло, удобные парты и стулья. Каждый класс оформлен учителем и учениками. Например, класс украинского языка напоминает светлицу. Ребята собрали здесь глечики, тарелки, национальные вышиванки. На стене портреты украинских писателей, чьи произведения изучают в школе.

В компьютерном классе шел урок. Ученики осваивали компьютерную грамоту. В этом им помогала замдиректора, преподаватель информатики Ирина Васильевна Скворцова:

- У нас также организованы бесплатные курсы для желающих научиться работать на компьютере. Ученики и учителя могут прийти в любое удобное для них время и позаниматься в классе.

Зашли мы и в медицинский кабинет.

- Мы постоянно проводим медосмотры, - сказала медсестра Людмила Александровна, - проверяем, как чувствуют себя дети. Бывало, что у ребенка кружится голова, потому что его не накормили завтраком. Приходилось вести в столовую. Дети всегда могут получить необходимую помощь.

Мы спускаемся и через холл попадаем в столовую, где обедают учащиеся. Благодаря городу они получают бесплатный обед. Дети, у которых родители работают, остаются на продленку, где делают уроки, ходят на прогулку с учителем и участвуют в конкурсах.

- Самое главное, - отмечает Лариса Ивановна, - что у нас в школе дружный и сплоченный коллектив. Для руководителя очень важно создать команду. Многие выпускники нашей школы после окончания института пришли к нам работать. У нас есть целые династии учителей: Валентина Васильевна Григорьева и Наталья Борисовна Кирильчук, Коренковы Валентина Владимировна и Евгений Леонидович. У меня замечательные замы, на которых можно всегда положиться. Подобрался хороший состав учителей. Мы в школе все единомышленники. Наша школа должна становится лучше не только потому, что здесь учатся наши дети и внуки, но и потому, что главное для нас - любовь к детям, которую не запишешь в диплом, она в каждом сердце, и именно она двигает всем.

Инна ИЩУК.

Фото автора.