Номер 28 (875), 3.08.2007

АПОСТОЛЫ НЕНАВИСТИ НАС НЕ СПАСУТ

Непосредственным поводом для этих заметок послужила информация, широко растиражированная некоторое время назад. Так случилось, что почти одновременно в Одессе и Киеве были задержаны граждане Грузии, подозревавшиеся в воровстве. И тут же некоторые информационные агентства выдали: "Задержан вор-грузин", "Арестован грузинский вор" и т.п. Но всех перещеголяло известное всеукраинское издание: "Земляк Саакашвили ограбил соратника Виктора Балоги". Речь шла о том, что некий вор, грузин по национальности, ограбил квартиру сотрудника президентского Секретариата. Зачем к банальному эпизоду криминальной хроники нужно было "притаскивать за уши" грузинского лидера и руководителя Секретариата Президента Украины - загадка невелика; упомянутое издание контролируется конкурирующей политической силой. Однако возникает вопрос: неужели стремление "уесть" конкурентов настолько велико, что заставляет презреть правила приличия?!

Увы, но, кажется, дело обстоит именно так.

Совсем недавно в одном из местных изданий появилась статья, посвященная одесскому мэру. Одна из первых фраз: "...еврей-эсесовец", звучит, конечно, странновато... Но с кем не бывает? В дальнейшем речь идет о том, что Гурвиц поддержал идею восстановления на Екатерининской площади памятника основателям Одессы. И снова вопрос: а к чему эти странные сближения? Что за намеки?

О моральной ответственности журналистов говорено- переговорено и писано-переписано, но, как видим, воз и ныне там. Понятно, что живя в обществе, где выражение "лицо кавказской национальности" стало настолько привычным, что попадает даже в официальные сводки, трудно удержаться от его использования. Но разве журналист, т.е. человек, имеющий дело со словом, не должен понимать, что выражение это мало того, что безграмотное по сути и дурацкое по форме (на Кавказе, как известно, проживают люди как минимум сотни национальностей), но оно еще и применяется в негативном плане, а отсюда уже рукой подать до ксенофобии, этнической нетерпимости, национальной розни? Никто не спорит, что среди выходцев из Кавказа встречаются и преступники, но к чему педалировать их национальность? Вор должен сидеть в тюрьме вне зависимости от своего происхождения - грузин он, чистокровный русак или щирий укра⌡нець! Кстати говоря, никому же не приходит в голову писать, что задержан или арестован "русский по национальности". А ведь таких наверняка больше, чем кавказцев.

В эти дни начинается избирательная кампания. Все без исклочения политологи предрекают, что борьба за голоса избирателей будет крайне жесткой. Совсем как в стихах: "Последняя битва, последняя свалка, а в ней ни врага и ни друга не жалко". Совершенно очевидно, что некоторые политические силы будут использовать национальный фактор. К великому сожалению, эта стратегия у определенной части населения имеет успех. Специалисты-психологи объясняют это тем, что после развала СССР многие из бывших его граждан лишились привычной самоиндетификации, отсюда и рост не столько национального самосознания, сколько озлобленности, неприятия "иного". А поскольку среди этих "иных" бросаются в глаза наиболее успешные, то и возникают представления, будто "они заняли наши места", "житья нет от этих черно...." и проч. Между тем, как заметил польский философ Тадеуш Котарбиньский: "Оценка человека не может зависеть от того, что от него независимо - от цвета волос, расы, формы носа". Остроумно говорят по этому поводу бразильцы: "Мы - дальтоники. Когда мы видим черного человека, мы видим в нем человека".

Человечество за многие тысячелетия выработало рецепт против ненависти и нетерпимости к "иному" и "другим". Это - толерантность. "Давайте согласимся иметь разногласия - писал по этому поводу знаменитый Роберт Стивенсон. В русском языке наиболее близкий аналог "толерантности" - терпимость, т.е. "способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным". Конечно, это непросто, но необходимо. Замечательно точно заметил по этому поводу Верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин: "У нас это называется "сабр". По- арабски "сабр" еще и дерево с горькими плодами. Это горчинка. Должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то тебе сказал что-то. Потому что, если ты ответишь, он тебе еще хлеще ответит, там уже начинается трение. А тогда уже пошли физические трения...". В Российской Федерации, кстати говоря, принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Наверное, нечто подобное стоило бы принять и в Украине.

Ученые утверждают, что толерантное отношение к "иному", новому не может возникнуть естественным порядком. Это длительный процесс, имеющий много общего с процессом воспитания. С той только разницей, что в данном случае в роли педагогов в первую очередь выступают политики и журналисты.

В отличие от поэтов, журналистам как раз "дано предугадать, как слово наше отзовется". Потому мы призываем коллег даже в период самых бурных политических страстей помнить, что жизнь не заканчивается с избирательной кампанией и выборами не ограничивается. Наш город всегда славился своей терпимостью, в том числе, этнической. К великому сожалению, в последние годы мы наблюдаем в Одессе рост политического экстремизма, ксенофобии, нетерпимости. К еще более великому сожалению, во многом повинны в этом средства массовой информации.

Уважаемые коллеги! "Наука ненависти" проста, вот только результаты ее горьки. Сто лет назад в нашем городе эта ненависть приводила к еврейским погромам. И не дай Бог нам сегодня пережить подобный "бунт - бессмысленный и беспощадный"!

Вот о чем мы просим вас помнить как в период до 30 сентября, так и после.

Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.

ДЛЯ СПРАВКИ. Явление "толерантности", терпимости, как утверждает исследователь Татьяна Новикова, относится к концу XVI века, когда французские протестанты получили права на свободное развитие религиозной жизни. В качестве самостоятельного понятия оно появляется в "Письме о терпимости" Дж. Локка (1689). Локк и Вольтер говорили о толерантности как о принципе, выражающем истину человеческих отношений.

Т. Новикова приводит значение этого понятия в разных языках:

tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul' (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.