Номер 17 (813), 05.05.2006

К 95-летию со дня рождения Бориса Ивановича Пророкова

ХУДОЖНИК-БОРЕЦ

Известный мексиканский художник Сикейрос, посмотрев рисунки Б. Пророкова, сказал: "Его картины – великолепный художественный документ против войны, этого жестокого бича человечества и его культуры".

Борис Иванович Пророков родился 9 мая 1911 года в Иваново-Вознесенске. С раннего детства будущий художник любил рисовать, но, как вспоминал сам, "...рисовал плохо. Понимал это и все же рисовать любил". В школе его художественные способности развились, получили признание среди соучеников.

В 1929 году газета "Комсомольская правда" организовала всесоюзный конкурс художественных корреспондентов. Как победитель конкурса молодой Пророков получил возможность учиться в Москве в Высшем художественно-техническом институте – ВХУТЕИНе.

Но проучился он там недолго: не соглашаясь со многими формалистическими установками деканата, через год он покидает институт. Как ни кратковременно было пребывание художника в институте, все же там он смог приобрести нужные профессиональные навыки благодаря известному мастеру политической графики Д.С. Моору, преподававшему студентам литографию.

Это пригодилось Б. Пророкову в его работе в газете "Комсомольская правда", постоянным сотрудником которой он стал в 1931 году.

Он много ездит по стране, часто бывает на новостройках, обязательно заполняя путевые альбомы многочисленными зарисовками с натуры.

В 1932 году он впервые показывает рисунки на выставке "15 лет РСФСР", а через 6 лет экспонирует свои работы на выставке "20 лет РККА", где интерес вызывает его рисунок "Бегство белых из Одессы". Это был первый опыт работы художника в станковой сатирической графике. Грянула Великая Отечественная война. С первых ее дней Пророков оказывается в гуще боевой жизни: работал художником фронтовой газеты во время обороны полуострова Ханко; зиму 1941-1942 годов провел в Кронштадте и осажденном Ленинграде, участвовал в десантных боях под Новороссийском, принимал участие в штурме Выборга, в десантных операциях на острове Эзель. Он побывал в Берлине и других городах освобожденной Европы. И везде – плакаты, рисунки, зарисовки, карикатуры. В феврале-марте 1945 года состоялась первая персональная выставка работ Б. Пророкова, где художник показал все лучшее, что было создано им за годы войны.

Выделяется здесь серия портретных рисунков "Арийские вояки". Все портреты написаны с натуры, и тем сильнее их обличительная суть.

Но особое внимание привлекли на выставке пастельные произведения. Это пейзажи и рисунки, написанные на бытовые военные сюжеты: "Нева 1941 г.", "Море у полуострова Ханко", "Аэропорт под Ленинградом", "Петровский мыс" и другие. Рисунок "Нева 1941 г." переносит зрителя в один из самых трудных периодов жизни Ленинграда. Но проникнута пастель идеей неизбежной победы, стремлением людей к мирной жизни.

Вскоре Борис Иванович уезжает на Дальний Восток, где делает зарисовки, послужившие основой цикла "В гоминдановском Китае".

После контузии на фронте здоровье его было подорвано, и каждое воспоминание о войне резко ухудшало состояние Бориса Ивановича. Но мысль создать произведение, которое воспело бы подвиг советского народа в страшной войне, не покидало его.

В 1958-1959 годах появляется цикл "Это не должно повториться!" Художник создает образы-символы советского человека, прошедшего все круги ада и сумевшего побороть врага.

Серия начинается с рисунка "Тревога". Заслышав вой сирены, обезумевшая женщина бежит от бомб, прикрывая своим телом ребенка. Далее рисунки "Налет", "Голод", "В руинах", "Изуверство", "У Бабьего Яра", "Проклятие палачам!", "За колючей проволокой", "Мать". Последний рисунок серии – "Помнить Хиросиму". Это рисунок-предупреждение. Японский мальчик с перебинтованной головой – жертва атомной бомбежки пронзительно смотрит на нас, требуя помнить о тех несчастьях, которые несет ядерная война.

За серию этих рисунков Б. Пророков получил Ленинскую премию.

Долгое время волновал художника сюжет – смерть партизанки. Он мучительно искал образ, делал множество набросков Зои Космодемьянской, подвиг которой восхищал Бориса Ивановича. Сначала он изображал Зою идущей перед шеренгой фашистов, в другом варианте – Зоя перед дулом направленного на нее оружия или Зоя впереди идущих в бой советских танков. И, наконец, появляется композиция – "Герои не умирают, или Зоя всегда с нами" (1966 г.).

...Юная партизанка с обрывком веревки на шее стремительно рвется в атаку вместе с советскими солдатами. Мы отчетливо видим напряжение мышц ее тела, решительность красивого лица. Ладони сжаты в кулаки, левую руку девушка прижала к сердцу, правая откинута назад – это еще более подчеркивает экспрессию образа.

Выразительна тональность рисунка. Чтобы наступательный порыв ощущался отчетливее, фигура Зои дана на фоне маскировочных халатов солдат. Борис Иванович отмечал, что сама техника, цветовые акценты, фактура этой работы "нечто среднее между живописью и графикой". Для самого художника образ Зои Космодемьянской имел особое значение. Он писал: "Зоя Космодемьянская и Фучик. Они говорят: идем вперед... и вера всегда будет с нами". Вера в светлое будущее – основная идея композиции.

Закончил работу Борис Пророков в день 25-летия со дня гибели юной партизанки, а показал эту композицию на выставке, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

Одна из последних его работ – серия рисунков "Сыну" (1966-1967 гг.). Это своего рода завещание художника сыну и всем тем, кто родился после войны, – помнить об ужасах страшной войны, беречь мир. Умер Б.И. Пророков в 1972 году.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.