Номер 43 (686), 07.11.2003

ВОЗМУТИТЕЛИ СПОКОЙСТВИЯ

(Окончание. Начало в № 42.)

В числе членов общественных организаций очень много женщин, которых проблемы онкологии коснулись непосредственно. А такие организации, как "Товарищество Амазонок" (Харьков) или "Амазонки" (Ужгород), полностью состоят из женщин, оставшихся с одной грудью. (Напоминаю, воинственные амазонки специально в раннем возрасте удаляли одну грудь, чтобы она не мешала стрельбе из лука).

Этих женщин воинственными назвать трудно, но они, так же, как и представительницы других общественных организаций, являются возмутителями спокойствия, ибо отстаивают свои права – право на доступ к маммографу, к скринингу, лечению и реабилитации. Попросту – права на жизнь. Как это ни дико, но пробиться к государственным структурам через здравоохранение оказалось невозможным. Войти со своими проблемами – если не через дверь, то через окно, удалось по линии "женские права и равные возможности".

Согласитесь, что все это очень странно, если вспомнить, как государство (в лице чиновников) сетует на демографические проблемы, при этом закрывает глаза на то, что онкология вносит свой немалый вклад в эту проблему. Напомним, что по сводкам статуправления, убыль украинского населения в год составляет 350-360 тысяч, в т.ч. 40 тысяч эмигрантов, значительная часть которых эмигрирует с надеждой на лучшее здравоохранение. Естественная убыль объясняется не только низкой рождаемостью (1,1 ребенка на женщину), но и высокой смертностью в репродуктивном возрасте. С другой стороны, все становится понятным, если учесть, что на онкобольных чиновники смотрят, как на балласт, отработанный материал. Иначе невозможно объяснить, почему последовал отказ в создании реабилитационного центра (средства на него собрала общественность) в одном из санаториев Западной Украины. Врачи в этом санатории разработали комплекс реабилитационных мер, в том числе восстанавливающих объем движения руки женщины, потерявшей грудь (технологически операция задевает двигательные мышцы руки). Официальное обоснование отказа выглядело "пристойно": "Не рентабельно". Устное выглядело еще "пристойней": "Так что же, теперь рядом с санаторием прикажете кладбище закладывать? А моральное состояние тех, кто будет провожать своих товарищей по несчастью в последний путь?" Вот такая чуткость! Правда, чиновник явно путал реабилитационный центр с хосписом.

А вместе с тем большинство перенесших операцию смотрят на жизнь оптимистически. В этом им помогает служба психосоциальной реабилитации. Вопросы психосоциальной реабилитации были одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых на семинаре. Своевременность, индивидуальность подхода, работа с семьей заболевшей женщины – вот лишь краткий перечень проблем, вынесенных на обсуждение.

Онкологическое заболевание – это заболевание, которое в силу устоявшихся стереотипов наиболее тяжело ранит психику и отражается на социальном статусе женщины. Рак молочной железы – это еще и моральный ущерб из-за потери груди. Поэтому немаловажную роль играет налаженное протезирование, бесплатная протезная помощь. На семинаре приводились конкретные данные по обеспечению прооперированных женщин протезами.

В конце первого дня форума участникам семинара "Адвокатия и лоббирование" был показан документальный фильм "Антираковый корпус", снятый на спонсорские деньги.

На второй день работы директор медиа-департамента Украинского образовательного центра реформ Андрей Кулиш провел тренинговое занятие с представителями общественных организаций. Цель занятия – научить тактике привлечения к благотворительной деятельности различные" коммерческие структуры. Президент правления БФ "Здоровье женщины и планирование семьи" Галина Майстрюк рассказала, как в течение 3-х лет фонд "обрабатывал" известную косметическую фирму "Эйвон", пока не убедил в абсолютной необходимости помощи женщинам-инвалидам и онкологическим центрам. В результате родилась благотворительная деятельность фирмы "Эйвон" (благотворительные походы, пробеги, акция "Розовая лента" – нечто вроде постоянно действующего благотворительного базара, охватывающего всю страну, на котором за малые деньги продается все розовое: чашка с изображением розовой ленты, какие-то розовые коробочки, помада в розовой упаковке и т.д.). В итоге был собран 1 млн грн., на который и был куплен уже упомянутый маммограф для онкоцентра в Крыму. При этом к нему есть немалый запас расходных материалов и пакет, обеспечивающий обслуживание. Крымчане, присутствующие на форуме, высказывали безмерную благодарность фирме. Трезво говоря, совершенно понятно, что фирма "Эйвон" в первую очередь заботится о своем имидже. Благотворительность – это наилучшая реклама. Но что за дело 200-м тысячам женщин Крыма, которые получили возможность проходить скрининг или диагностическое обследование, какую выгоду получит "Эйвон" от своей благотворительности. Если бы все фирмы строили таким образом свою рекламу, то в практически безнадежном на государственном уровне положении в здравоохранении, в частности онкологии, появился бы просвет.

А пока адвокация, то есть защитные меры в отношении женщин-инвалидов, продвижение идей по улучшению их жизни, поиск и привлечение поддерживающих движение организаций лежат на общественных организациях, которые, с чиновничьей точки зрения, являются возмутителями спокойствия.

Елена КОЛТУНОВА.