Номер 17 (607), 12.04.2002

"КАВАЛЕР ОРДЕНА ЗОЛОТОГО РУНА"

Так называется последняя глава "Золотого теленка".

"Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может, и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ..."

Старик был прав. Орден Золотого руна – один из самых знаменитых орденов мира. Тут требуется некоторое пояснение: мы говорим "ордена", когда речь идет о наградах, и "ордены", если имеем в виду монашеский или рыцарский союз. Изменения в их харантере как раз и прослеживаются в истории названного ордена.

Орден Золотого руна был учрежден во Фландрии бургундским герцогом Филиппом Добрым 10 января 1429 года, в день его свадьбы с Изабеллой Португальской. Число членов ордена ограничивалось двадцатью четырьмя самыми знатными рыцарями. Формально целью его была охрана церкви и веры, он был посвящен деве Марии и св. Андрею. Символика ордена, его девиз заставляют усомниться в том, что Филипп Добрый руководствовался столь благочестивыми намерениями. Он создавал свой, личный орден. Знак ордена состоял из изображения золотого руна, похищенного Ясоном из Колхиды.

Знак висел на цепи из 28 звеньев – кремней, из которых вырывались языки красного пламени, перемежающихся с огнивами с изображением битвы Ясона с драконом, охранявшим руно. Огниво – геральдический символ Бургундии и Нидерландов. Над сценой борьбы Ясона с драконом помещена на изогнутой ленте латинская надпись: "Награда не уступает подвигу". Второй девиз ордена гласит: "Сначала удар, затем вспыхнет пламя". Есть у ордена и третий девиз, который вышивался на орденской красной мантии: "Я обладаю и иного не желаю". (Последний девиз Остап Бендер мог вполне отнести на свой адрес, поскольку решил оставить орден у себя навсегда в качестве Золотого теленка: библейский Золотой Телец служит эмблемой предпочтения материальных ценностей в ущерб духовным).

Эти девизы и сложная символика знака имеют множество толкований. Помимо политических ассоциаций и символов, подтекст которых отлично читался современниками, в них заключались высокие требования, предъявляемые герцогом к своим рыцарям. Ведь в пример им ставился отважный Ясон.

В конце XV века, со смертью последнего из бургундских герцогов Карла Смелого, главой ордена стал муж его дочери эрцгерцог Максимилиан Габсбург, впоследствии император Священной Римской имерии. Держава Максимилиана увеличивалась, постепенно включив в себя Австрию, часть Германии, Венгрию. Наконец Габсбурги завладели и Испанией. Число желающих вступить в орден, главой которого был император, росло, и в 1516 году устав ордена был вновь пересмотрен, увеличив число кавалеров до 52. Вскоре разрешено было носить в обычные дни знак не на золотой цепи из кремней и огнив, а на красной ленте.

Знак же усложнился – одно из звеньев цепи стало верхней его частью.

В 1700 году умер испанский король Карл II и пресеклась династия Габсбургов в Испании. К власти там пришли Бурбоны. Однако австрийские Габсбурги не отказались от прав на Испанию, и началась война за испанское наследство, вскоре охватившая всю Западную Евpoпу. В ходе этой войны австрийский Габсбург Карл VI захватил Мадрид. Отступая оттуда, он увез с собой архивы ордена Золотого руна. Орден был символом обладания Нидерландами.

Война закончилась. Испания осталась за Бурбонами, но Габсбурги в Вене продолжали считать орден своим. Долгие годы тянулась тяжба между двумя государствами, пока в конце концов в 1748 году орден не разделился. С тех пор существуют два ордена Золотого руна – австрийский (главой его и по сей день считается наследник дома Габсбургов) и испанский.

Уже с XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих государя. Рыцарство исчезло. Осталась знать. Орден теряет первоначальный смысл: союз рыцарей. Знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Возникла нужда обозначать принадлежность к ордену, не прибегая к специальному одеянию. И здесь на помощь рыцарям пришел обычай, введенный основателями светских орденов – ведь помимо одеяния рыцари носили знак принадлежности к ордену на цепи. Знак был отделен от одежды. Носить знак ордена на золотой цепи было неудобно, да и не каждому по карману. Глава ордена Золотого руна решил заменить цепь на матерчатую ленту красного цвета – цвета огня.

("Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперстного креста... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого руна – литой барашек").

..."Белый папиросный туман поднимался от реки. Разжав руку, Бендер увидел на ладони плоскую медную пуговицу, завиток чьих-то твердых черных волос и чудом сохранившийся в битве орден Золотого руна..."

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.