Номер 46 (1042), 26.11.2010
(Продолжение. Начало в № 45.)
В предыдущем номере "Порто-франко" материал о МКФ "МОЛОДОСТЬ" был посвящен фильму Сергея Лозницы "Счастье мое", получившему Гран-при и премию международного жюри кинопрессы FIPRESCI. За многие годы впервые "Скифского оленя" завоевал украинский фильм.
Приз за лучший полнометражный игровой фильм и одновременно приз зрительских симпатий получила комедия Ула Симонссона и Йоханнес Штерне Нилссон "Звуки шума" (Швеция, Франция).
Назвать этот фильм музыкальным язык не поворачивается, хотя речь идет о музыке, и она порой в картине звучит. Но, в основном, звуки "музыки" группа из пяти барабанщиков и их одержимая предводительница извлекают из всего, что способно как- то звучать: из пожарной сигнализации (результат - затопление помещения театра), из вздутого живота пациента больницы... Для исполнения "симфонии города" подходят и бульдозеры, и экскаваторы, рев которых срывает концерт, идущий в консерватории, и т. д. Герой фильма - инспектор полиции, которого родители-музыканты назвали в честь Моцарта Амадеусом, музыку не понимает и не любит, в отличие от своего брата - знаменитого дирижера с прозаическим именем Оскар. Амадеус охотится за музыкальными террористами и... влюбляется в их предводительницу.
Фильм берет зрителей не сюжетом - достаточно банальным, не актерской игрой - довольно невыразительной, а изобретательностью режиссера, выискивающего для своих героев нетривиальные возможности добывания звуков. Например, для финала симфонии героине понадобилась вся электрическая сеть большого города. Кадры получились очень эффектными. Тогда в чем же банальность сюжета, если персонажи поступают нетривиально? Безусловно, извлечение звуков из раздутого чрева больного - ситуация нестандартная. А банальность кроется в противопоставлении классической музыки неклассической. Этот сюжет эксплуатировался не единожды. Достаточно вспомнить комедию А. Ивановского "Антон Иванович сердится" (1941 г.) с Л. Целиковской, П. Кадочниковым и С. Мартинсоном.
Пошло ли международное жюри, возглавляемое известным французским режиссером Марком Каро, на поводу у зрителей, устроившим фильму бурные овации? Не думаю. Скорее сработало другое. Очень уж безрадостную картину жизни показали в большинстве своих фильмов дебютанты. "Звуки шума" после сорока пяти печальных студенческих и короткометражных конкурсных фильмов и шести полнометражных, прошедших до показа этой ленты, были как глоток воздуха.
Правда, среди тринадцати полнометражных фильмов в конкурсе был еще один, который вызвал только положительные эмоции. Это датская лента "Хуан", представляющая постмодернистскую версию "Дон Жуана" Моцарта - режиссер Каспер Хольтен. Гениальная музыка, замечательные голоса, блестящее исполнение, остроумный современный текст, органично ложащийся на музыку Моцарта. И что совсем необычно, литературно выверенные титры...
Следующий из призов головного жюри - приз им. Ива Монтана за лучшую актерскую работу получила мексиканская актриса Моника Дель Кармен, сыгравшая главную роль в фильме Михаэля Рове "Високосный год". Сюжет фильма садомазохистский. Если исходить из постановления, вынесенного Комитетом по нравственности и морали Украины, которое позволяет разграничить эротику от порнографии по процентному содержанию откровенного секса на экране (до 50 % или выше), то фильм - явная порнография. Если исходить из контекста, то это драма с огромной долей эротики. Но в любом случае фильм сильный, берущий за душу безысходностью одиночества, когда единственным выходом из него представляется смерть от руки садиста во время полового акта. Финал, правда, обнадеживает: заканчивается день 29 февраля, любовник-садист убивать не приходит, а дальше март - весна, и на заставке календаря - солнце. А в общем, фильм странный, и странно, как он мог родиться и пользуется успехом в такой католической стране, как Мексика.
Когда сорок лет назад по инициативе режиссера и сценариста Николая Мащенко, тогдашнего секретаря СК Украины, зарождался кинофестиваль "Молодость", он представлял собой конкурс студенческих работ. Постепенно конкурс перерос в фестиваль, а последние двадцать лет - "МОЛОДОСТЬ" - Международный кинофестиваль дебютных фильмов, зарегистрированный в этом статусе Всемирной ассоциацией кинопродюсеров (FIAPF). Но хотя фестиваль давно вырос из своих детских, точнее, студенческих, штанишек, он остался верен заложенной изначально программе. Уникальность МКФ "МОЛОДОСТЬ" в том, что, будучи крупномасштабным международным фестивалем, он включает в конкурсную программу студенческие ленты.
Приз за лучший студенческий фильм "Я, Гельмут" международное жюри присудило Николасу Штайнеру (Германия). Жюри нашло нужным выделить еще одну студенческую работу - ленту Шимлера Балинта "Вот и я" (Венгрия). К фильму Балинта не осталось равнодушным и жюри Международной федерации киноклубов (FICC).
Приз за лучший короткометражный фильм (а призы имеют и материальное выражение) головное жюри разделило между британцем Роулендом Джобсоном "ДевушкаКакЯ" и француженкой Элеонор Пурья "Угнетенное большинство".
Главные призы жюри киноклубов и экуменического жюри совпали с симпатиями зрителей. Ими был награжден немецкий режиссер Петр Люшов за короткометражный фильм "Маленький нацист", рассказывающий, как во время празднования Рождества приходит понимание вины.
И опять-таки к удовольствию фестивальной неравнодушной публики FICC специально отметила забавный, но с явным подтекстом, короткометражный фильм итальянца Паоло Сассанелли "Война", нарочито снятый им в духе неореализма.
Экуменическое жюри не прошло также мимо полнометражного фильма "Чужая" режиссера Фео Аладага (Германия), получившего в рейтинге зрительских симпатий чуть ли не второе место после "Звуков шума".
"Чужая" - это трагедия главной героини фильма. Молодая женщина-турчанка сбегает с маленьким сыном из Турции от мужа- деспота к родителям, живущим в Германии. Но родители не принимают ее. Ее поступок позорит их в глазах турецкой диаспоры. Чашу терпения переполняет то, что молодая женщина находит защиту у немецких властей. Чтобы спасти семью от позора старший брат героини решается на убийство, но по неосторожности убивает не сестру, а ее малыша.
Ряд трагических сюжетов в конкурной программе полнометражных фильмов открыл фильм грузинского режиссера Левана Когуашвили "Гуляки". С моей точки зрения аутентичное название фильма "Уличные парни" было более удачным, так как оно как бы восходило к тем, кто когда-то был одной из визитных карточек Тбилиси - Тифлиса XIX-XX вв. А именно, к уличным парням - кинто (вспомните "Хануму" в постановке Георгия Товстоногова и парней в черном). Нынешние кинто - это люди, выброшенные за борт жизни сложившейся экономической ситуацией. Среди них и герой фильма, опустившийся наркоман, однако сохранивший благородные понятия о чести. Когда перед ним встает дилемма предать или уйти из жизни, он предпочитает последнее.
Фильм снят и сыгран в лучших традициях грузинского кино времен СССР. Гуга Катетишвили, исполнивший главную роль в фильме, мог бы вполне оспорить у Моники Дель Кармен приз Ива Монтана.
Кстати, и прошлогодний грузинский фильм Георгия Овашвили "Другой берег" подтверждает, что грузинское кино умирать не собирается. Это видно даже по конкурсной студенческой работе Вако Киркитадзе "Сентябрь" о русско-грузинской войне. Фильм не отмечен призами, но нашел отклик у зрителей.
А вот российский фильм "Другое небо", снятый грузином Дмитрием Мамулия, не несет в себе черт грузинского кино, но отличается по киностилистике и от современного российского кинематографа. Весь фильм снят на длинных планах и с полным пренебрежением к мотивациям героев, к их прошлому и будущему. Сам Мамулия подчеркивает, что для него в фильме главное не люди, а среда. Героя фильма играет выдающийся французский актер Хабиб Буфарес, умеющий держать многозначительные паузы на длиннющих планах. Содержание фильма: мужчина с маленьким сынишкой едет в Россию на поиски жены, отправившейся туда на заработки. Жену он находит, но малыш погибает. "Поиски всегда связаны с потерями, за все приходится платить", - сказал Мамулия и привел примеры из классики: Орфей и Эвридика, Данте и Лаура...
Не прибавил зрителям хорошего настроения и фильм Рейнаута Урлеманса "Пришла женщина к врачу" (Голландия). Отлично снятая и сыгранная душераздирающая история вызвала такие потоки слез, что за ними стал незаметен гламурный блеск каждого кадра. В фильме есть все: любовь, преданность, измены, поиски утешения на стороне, постепенное умирание и, наконец, эвтаназия. Но крепкий сценарий и психологическая оправданность поступков героев выводят этот фильм на высокую планку.
В фестивале, как всегда, участвовали фильмы Востока. Если иракская лента Эбрагима Саиди "Манду" о поисках курдской семьи своего места на родине, не произвела особого впечатления, то иранский фильм Надира Т. Хомаюна "Тегеран" оказался по- настоящему увлекательным. Таким его сделало то, что в основу фильма лег профессионально крепко сработанный сценарий да и режиссерская работа оказалась вполне ему адекватной. По этому поводу вспоминаются слова Кшиштофа Занусси: "В фильме главное - хорошо рассказанная история" и слова Романа Балаяна: "Режиссер - это состояние души, а сценарист - это профессия". Пересказывать фильм нет смысла, слишком много перипетий в нем. Одно могу сказать; зло побеждено, хотя главный герой умирает, не выдержав напряжения борьбы.
Каждый год, просмотрев программу МКФ "МОЛОДОСТЬ" я с удивлением обнаруживаю некую тематическую тенденцию у конкурсантов. Словно темы витают в воздухе. Отборочная комиссия клянется, что они ни при чем. Но несколько лет назад все конкурсанты вдруг озаботились жизнью стариков, год назад всех волновали судьбы детей (я даже свою статью озаглавила "МКФ "Молодость" и доктрина Достоевского"). А как-то все фильмы взывали к толерантности.
В этом году почему-то возникла тема самосуда. При этом не только как суда Линча, но и самосуда в смысле самоосуждения. Тема, конечно, щекотливая. Если в студенческом фильме Габриеля Гоше "Эффект домино" (Германия) в результате самосуда, основанного на шовинистских настроениях, гибнет молодой, ни в чем не повинный человек (действие фильма происходит где-то в Латинской Америке), то в венгерской полнометражной картине Арона Матьяшши "Потерянное время" убийство мерзавца, изнасиловавшего психически неполноценную девушку, не вызывает возмущения.
Совсем другой масштаб приобретает проблема самосуда в превосходной ленте-триллере польского режиссера-документалиста Кшиштофа Лукашевича "Линч".
"Линч" - это дебют Лукашевича в игровом кино, но сюжет пришел из документалистики. В некоей польской глубинке жителей окрестных сел терроризирует старый бандит. Он калечит, издевается, грабит, может и убить, и нет на него управы. Обращения в полицию ничего не дают. Медэксперт выдает издевательские ответы. Опасаясь за жизнь близких, четверо братьев избивают бандюгу до полусмерти. Добивает его случайно нашедший живучего старика тесть одного из братьев - отец героини фильма. Полиция тут же арестовывает братьев и вместе с ними мальчишку, нашедшего убитого. Молодой талантливой адвокатессе удается выиграть дело, доказать, что братья старика не убивали, а только избили в целях обороны близких, поскольку полиция умыла руки. Им дают срок условно, а мальчишку оправдывают. Однако прокурор подает апелляцию. "Четверо на одного старика, ему же 61 год, а они с лопатами и дубинками". На судей, не видевших старика "в деле", речь прокурора производит огромное впечатление. Братья опять оказываются за решеткой. Хотя о мальчишке больше нет речи, но он, испугавшись, что снова окажется в тюрьме, где его избивал следователь и изнасиловали сокамерники, бросается с моста. Перед героиней фильма встает дилемма. Она одна знает, что бандита добил ее отец. Если она расскажет об этом, ее мужу и остальным зачтут то, что они уже отсидели и отпустят, но отец - старый и больной человек - получит 10 лет. Если нет, то на больший срок сядут муж и его братья. Она делает выбор в пользу мужа. Но тут вмешивается общественность и президент Польши. Действия братьев квалифицируют как необходимую оборону. Начальник полиции идет под суд за неоказание помощи (хотя он и просил более высокую инстанцию разрешить снять один наряд с праздника и направить на помощь селянам, но ему отказали), а против героини фильма возбуждают дело о якобы ложных показаниях против отца.
Я подробно рассказала об этом фильме не только потому, что он на всех произвел огромное впечатление (Польша, как и Грузия, не сдает своих позиций), но в нем есть некая перекличка с картиной Лозницы. И дело не только в том, что герой картины "Счастье мое" в конце устраивает свой суд, праведный или неправедный. Не только в том, что в обоих фильмах милиция далеко не на высоте - в Польше она бездействует, в России люди в погонах оказываются похлеще бандитов. Но в обоих фильмах есть желание автора показать жизнь в глубинке, людей, оторванных от "большой" жизни, людей захолустья.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
На фото: кадры из фильмов
"Звуки шума",
"Я
Гельмут",
"Маленький нацист",
"Линч".