Номер 45 (892), 30.11.2007
"Круглый стол", посвященный вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и преступности среди детей, собрал весьма авторитетных участников: начальника Департамента криминальной милиции по делам детей МВД Украины генерал-майора милиции Анатолия Бахчиванжи, начальника областного управления образования и науки Дмитрия Демченко, начальника областной службы по делам детей Людмилу Швыреву, председателя комиссии по делам молодежи городского совета Геннадия Труханова, других ответственных работников, представителей общественных организаций. На заседании были подняты многие актуальные вопросы.
А. Бахчиванжи привел довольно грустную статистику 2006 года: из 60 тысяч доставленных в милицию несовершеннолетних 12 тыс. совершили преступления, 1,5 тыс. - административные правонарушения. Растет количество неблагополучных семей и "детей улицы", дети вовлекаются в самые страшные формы преступной деятельности - не только потребление, а и распространение наркотиков, детскую порнографию и т.п. При этом А. Бахчиванжи подчеркнул, что его ведомство - не карающий орган, а создано именно для решения проблем детей и подростков. В частности, удалось наладить более эффективную работу по розыску пропавших без вести детей (из 270, объявленных в розыск, остались ненайденными 96).
Г. Труханов включился в дискуссию со своей позицией, прозвучавшей резко и немного неожиданно. Он критично отнесся к работе общественных организаций по социальному сопровождению детей на улице, вернее, простейших его форм, так называемое "кормление в люках и теплотрассах", Он привел пример позитивного сотрудничества возглавляемой им Федерации тайского бокса и школы-интерната № 5, где несколько лет назад был отремонтирован спортзал и налажена работа с воспитанниками интерната. Некоторые ребята добились довольно серьезных успехов - появились разрядники, улучшилась учеба и дисциплина многих ранее "трудных" подростков. В то же время Г. Труханов признал неудачной попытку наладить тренировки с детьми, приходящими непосредственно с улиц: ребята были попросту голодны, а многие находились в состоянии наркотического и токсикологического опьянения. Тут возник важный вопрос взаимодействия с медициной и медобеспечения всей ситуации с "детьми улицы". Возглавляя депутатскую комиссию, Г. Труханов неоднократно участвовал в рейдах и сталкивался со сложными ситуациями, когда, например, в созданном специально для решения проблем детской наркомании и беспризорности реабилитационном центре или нет специалистов для оперативного реагирования на ситуации с привезенными из рейдов детьми, или нет соответствующих полномочий и юридических прав для использования необходимых в подобных случаях лекарств.
Кстати, теме этого реабилитационного центра было уделено особое внимание. Шла речь о том, что имея 3000 квадратных метров площади и большой штат специалистов, тут не могут запустить адекватный реабилитационный процесс с детьми. Нет спортивной площадки и достойного спортзала, недостаточна подготовка воспитателей и даже психологов.
Д. Демченко подчеркнул, что, так или иначе, тема школы присутствует в теме беспризорности, и, не уменьшая роли семьи, стоит обратить внимание и на школы, особенно в вопросах детской и подростковой наркомании. Причин, по которым дети убегают из дома, много: материальные, психологические и даже "физиологические" проблемы, но налицо отход в школьном и внешкольном воспитании от традиций организованных коллективов. Проблема также в феминизации школ и даже криминальных служб: нет "мужской руки" в самом широком смысле. В этом плане интересен опыт Измаила, где в порядке эксперимента ввели в школах должность заместителя директора по внутренней безопасности, и места эти заняли молодые и полные сил военные пенсионеры. Результат - стабилизация с дисциплиной в окрестностях школ, повышение авторитета педагогов в целом. Но этот эксперимент был закрыт после первой же проверки КРУ, и лишь общими усилиями удалось его возобновить.
А. Бахчиванжи добавил, что предложение перенять подобный опыт было направлено в регионы, но, как говорится, последовала тишина.
Л. Швырева, которая еще недавно была директором школы- интерната № 4 для детей-сирот, отметила другие "болевые точки". Прежде всего, это кризис специалистов. Молодые психологи, педагоги, воспитатели не обладают достаточным практическим опытом, чтобы работать профессионально и успешно. Тупики и противоречия в законодательстве связываю порой по рукам и ногам администрацию детских учреждений. Это и сроки определения статуса ребенка, и необходимость в кратчайшие сроки принять оперативное решение по размещению ребенка, и необходимый пакет документов для определения в интернат. Все больше так называемых социальных сирот - и практически нет ни опыта, ни алгоритма работы с родной для ребенка семьей и поддержки ее без изъятия ребенка из семьи.
Она выразила свое отношение к модной и всячески поддерживаемой "сверху" идее заменить все другие формы воспитания семейной (приемные семьи, дома семейного типа). Л. Швырева считает, что обязательно нужно сохранить все традиционно сложившиеся формы и не спешить разрушать детские дома, не дать раскупить или растащить материальную базу школ-интернатов. И еще момент важный - государство практически не видит ребенка до 6 лет, особенно, если он растет у неблагополучных родителей. Возможно, стоит продумать систему, аналогичную всеобучу для младших деток и снабдить социальных педагогов и службы соответствующими полномочиями.
Начальник областного управления по делам семьи и молодежи Владимир Киров отметил полезность ознакомительных поездок по обмену опытом в дружесвенные страны. Он рассказал об опыте Стамбула, где государство берет ребенка на полное обеспечение с первой встречи на улице с работниками мобильных бригад. В таких группах есть специалисты разного профиля, преимущественно мужчины, а также волонтеры и оплачиваемые стажеры из числа бывших "детей улицы". С детьми в процессе взаимодействия много играют, у них нет страха, что их сразу "заметут". Зато известны часы в течение дня, когда к ребятишкам приходят заниматься, играть в футбол и т.д. И только наладив общение, предлагают им посетить приют или интернат.
Стамбул похож на Одессу - там тоже много детей мигрантов, переселенцев. Если наладить подобный подход у нас, то, к примеру, можно было бы хоть частично решить вопрос с выходцами из Приднестровья и Молдовы. И та же схема с "растянутой" свободой и временем на раздумья пошла бы на пользу общей ситуации с уличной работой в городе.
А. Бахчиванжи остановился на болезненной теме использования грудных детей преступниками (прежде всего, попрошайками). Нет документов, регламентирующих действия ни простых граждан (одна из причин, почему люди не вмешиваются, хотя возмущаются подобными ситуациями), ни даже должностных лиц. Как оперативно определить, является ли ребенок родным или нет, кого и как привлечь к ответственности, как быстро найти родных малыша - вот сколько нерешенных вопросов.
Интересные идеи прозвучали и в выступлениях представителей регионов. Например, в Донецкой области усилиями футбольных клубов "Шахтер" и "Металлург" приведены в порядок залы в школах-интернатах, налажены тренировки - и соответственно уменьшилось число детей-беглецов. Днепропетровцы использовали польский опыт, когда общение с ребенком происходит в специально оборудованной "зеленой комнате" и др.
Стоит отметить, что в целом заседание оказалось удивительно толковым, лаконичным и содержательным. Чему в немалой степени способствовало участие А. Бахчиванжи, который в свое время руководил в Одессе Жовтневым райотделом милиции и с обсуждаемыми проблемами знаком не понаслышке.
Раиса КРАЕВА.