Номер 44 (1289), 20.11.2015
Значительным событием в морской жизни Одессы стал Международный Черноморский форум, который объединил несколько выставок по судостроению и развитию транспорта и логистики, которые представили новейшие технологии для развития судоходства. Иностранные делегаты выразили свою заинтересованность в развитии морского транспорта Украины, обсудив темы на конференциях и встречах.
В этом году в мероприятиях форума приняли участие более 250 компаний. Представители портов и судоходных компаний из 19 стран выразили заинтересованность в развитии деловых отношений с Украиной. Важные темы были подняты на круглом столе в рамках 18-й международной конференции "Развитие рынка транспортных услуг в Украине в условиях интеграции в Европейскую и международную транспортные системы".
Сегодня падение контейнерного рынка в Украине достигло показателей 2009 года, когда переработка грузов сократилась более чем в два раза. Но прогнозы по росту контейнеров неутешительны и для мирового рынка.
Стефан Кленчу, президент Ассоциации контейнерных линий Украины, сообщил, что международный валютный фонд (МВФ) третий раз за этот год снизил прогнозы роста контейнерных перевозок. Сейчас едва выходим на 3 %. На следующий год предполагается рост в 3,5 %.
- И это оптимистические прогнозы, - считает Стефан Кленчу. - Если рассматривать по странам, на протяжении трех лет США устойчиво наращивают темпы роста. Но на следующий год для Америки снижены прогнозы с 4,7 % до 2,8 %. Тем не менее рост экономики Соединенных Штатов ожидается гораздо оживленнее, чем еврозоны. В Китае на протяжении четырех лет наблюдается снижение с 7,7 % до 6,8 %. Это отражается на объеме контейнерных перевозок из Китая, Дальнего Востока на Европу. Латинская Америка и Африка еще сохраняют небольшой рост, но все равно прогнозы по ним снижены.
Причины такой ситуации Стефан Кленчу видит в дисбалансе спроса и предложения.
- Контейнерный флот интенсивно строится на протяжении 15 лет. Увеличение количества контейнеровозов отражается на ставках фрахта, которые имеют тенденцию к снижению. Но, несмотря на дисбаланс спроса и предложения, контейнерные линии продолжают заказывать большие суда. Потому что из-за снижения ставки фрахта нужно любой ценой снизить себестоимость. А это можно сделать, только заказывая большие суда. Что усугубляет дисбаланс между спросом и предложением. Ожидать в ближайшем будущем уменьшения дисбаланса не придется. По расчетам, в третьем квартале средняя прибыльность контейнерных операторов будет отрицательной.
- Наш бизнес сжигает деньги, а не зарабатывает, - констатировал докладчик.
Падение контейнерных перевозок по сравнению с прошлым годом наблюдается практически во всех странах Черного моря. Только Румыния и Болгария выходят с небольшими плюсами. И если Украина семь лет назад лидировала по перевалке контейнеров на Черном море, то сейчас порт Констанцы перерабатывает больше, чем все порты Украины. Выход из ситуации видится в преодолении коррупции, дерегуляции портов, снижении портовых сборов и введении в действие зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом.
В Румынии и Болгарии после подписания и вступления в силу подобных соглашений с Евросоюзом наблюдался рост контейнерного потока. Евроассоциация даст возможность украинским производителям выходить без импортных пошлин на рынок Евросоюза, а иностранным инвесторам вкладывать средства в украинское производство. Кроме того, есть намерения вернуть транзит через украинские порты. Удастся ли это, время покажет.
Как отметил Стефан Кленчу, нынче наблюдается интересный фактор на рынке - меняется баланс между экспортом и импортом. Если несколько лет назад импорт составлял больше 80 % общего оборота контейнеров, то в этом году объемы экспорта выше. Это означает, что чаще придется ввозить в Украину порожние контейнеры.
Но основным в привлечении контейнерных потоков Стефан Кленчу видит в снижении портовых сборов украинских портов. Такие ставки в Украине в два раза выше, чем в Констанце и Стамбуле. В итальянском или греческом порту - в три раза ниже. Специалисты призывают власти установить портовые сборы на более конкурентоспособной основе по сравнению с другими портами Черного моря.
Но пока специалисты АМПУ сделали акцент на дерегуляции в портах. Представители компании Маерск Украина отметили, что сейчас значительно улучшена процедура оформления в портах. Но им хотелось бы решить вопрос по портнадзору, который тоже может видеть дистанционно все документы и не требовать огромного количества бумаг. Также оставляет желать лучшего процедура визирования таможенной печатью всего импортного груза. Это по-прежнему огромные кипы бумаги. А нужно переходить на электронные документы.
Начальник отдела логистики и евроинтеграции ГП АМПУ Юрий Таволжанский рассказал, что уже разрабатывается перечень документов, которые можно представить портнадзору в электронном виде.
То, что Постановление Кабмина № 491 несет намного больше позитива, чем ранее принимаемые документы в морском законодательстве Украины, признают все. Но еще требуется доработка.
В заключение круглого стола Стефан Кленчу напомнил о своем предложении уменьшить портовые сборы, что даст возможность Украине конкурировать с портами Черного моря и привлекать контейнерные потоки.
- Главное - это создать приемлемые условия для грузовладельцев, - подчеркнул модератор, - чтобы они были заинтересованы вести свои грузы через Украину. А затем уже можно внедрять новые технологии и совершенствовать инфраструктуру.
Важным шагом на пути к европейским стандартам иностранные эксперты считают внедрение информационной системы (ИСПС) в украинских портах, которая способствует ликвидации коррупции и упрощению оформления судов и грузов. О реализации проекта "единое окно - локальные решения" - значимый шаг навстречу бизнесу рассказал коммерческий директор Центра обработки данных компании "ППЛ 33-35" Андрей Шевчук.
Впервые проект ИСПС, разработанный специалистами АО "ПЛАСКЕ" и ГТСУ при поддержке Министерства инфраструктуры Украины, был осуществлен в Одесском порту, показав эффективность электронной системы. Замена бумажного документооборота и оптимизация потоков информации между контролирующими органами, стивидорами, агентами и администрацией порта дали возможность перейти на другой уровень обслуживания грузопотоков. За сутки до прихода судна агент загружает 14 документов в электронную систему с модулем "свободная практика": генеральную декларацию, декларации о грузе, о судовых припасах, судовую роль, список пассажиров, манифест опасных грузов, морскую санитарную декларацию и другие документы, предусмотренные Конвенцией 1965 года. В системе проставляется отметка о завершении подачи, фиксируется дата и время подачи агентом документов. Каждый может проследить, когда были поданы документы, кто рассматривал их, какое решение и почему было принято. Контролирующие органы могут отправить документы на доработку, отказать в свободной практике или предоставить с проведением контрольных процедур на борту или без. Любое решение должно быть четко обосновано со ссылкой на Законодательство Украины. За 4 часа до прихода судна должно быть вынесено решение. Если же замечаний нет, судно ставится к причалу, и начинаются грузовые работы.
Система ИСПС пока работает только в трех портах - Одессе, Южном и Ильичевске. И в ближайшем будущем охватит все морское портовое сообщество Украины.
Материалы подготовили Инна ИЩУК
и Андрей РАЙКОВ.