Номер 44 (840), 10.11.2006
ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
О том, что школьные каникулы у нас (речь идет о странах бывшего СССР) чрезмерно длинны, речь идет уже давно. Новый виток интереса к этой теме вспыхнул после того, как об этом заговорил московский мэр Юрий Лужков. Поскольку в Украине эта тема еще практически не обсуждалась, мы сочли возможным перепечатать (в сокращении) найденный в интернете диалог председателя комиссии по науке и образованию Московской городской думы Евгения Бунимовича и президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова.
Е. БУНИМОВИЧ:
На самом деле, наш учебный год самый короткий в мире. Таких больших летних каникул ни у кого нет. Какие есть аргументы за то, чтобы оставить, и за то, чтобы сократить летние каникулы? Аргумент, чтобы сократить. Я учитель, я 1 сентября приду в школу. Начну я, как и все учителя, с повторения, Честно говоря, после трех летних месяцев можно начинать не с повторения, а просто начинать все сначала. Т.е. огромный процесс восстановления знаний связан с огромным промежутком между началом и концом учебного года. Второй момент. Нам все время говорят, в том числе наши физиологи и ученые, о том, что наши дети перегружены. Даже министр на заседании правительства предъявлял графики: наш ребенок столько-то учится и ребенок в Европе столько-то учится. Но это графики по одному дню. Если посмотреть по одному дню обучения, то 6-8 уроков это действительно перегрузка по отношению к другим странам. Но когда мы пересчитали все то же самое не в часах в день, а в часах в год, оказалось, что наши школьники по часам не перегружены. У них такое же примерно количество часов, как в других странах, просто у нас это сжато в более короткий срок. И возможен вариант, когда в июне, ребята будут учиться, но количество часов в день будет не 8, а 7 хотя бы. Тем более, что в законе написано, что возможны другие принципы проведения учебного года и каникул. Например, в Москве есть школы, которые учатся по другой схеме. У них не осенне-весенне-зимне-летние каникулы, у них так: пять недель учеба, неделя каникулы... Есть такие школы, ни у кого это не вызывает оторопи. Поэтому, мне кажется, возможен эксперимент.
С. КОМКОВ:
Я тоже учитель, более того, много лет работал директором школы. Могу сказать одно: да, искать пути оптимизации учебного процесса, безусловно, надо. Экспериментировать, да, надо. Но я очень осторожно всегда отношусь к экспериментам, потому что у нас достаточно много в последнее время возникло экспериментов, которые проводят, вообще не спрашивая тех, над кем экспериментируют. А если говорить о мировом опыте, да, есть страны, где полтора месяца длятся летние каникулы, в частности, Китай. Там вообще очень оптимально построенный процесс. Там только полтора месяца летом отдыхают, и то в эти полтора месяца там нагружают их дополнительными работами и т.д. В Европе, в частности, в таких странах, как Германия, Бельгия, Франция, Голландия, два месяца каникулы, но июнь это месяц условно учебный, потому что в этот месяц они совершают экскурсии, поездки, походы в музеи, проводят конкурсы, викторины, т.е. ведется познавательная деятельность. Это продолжение учебного процесса, но уже другими методами. Я был бы не против такого продолжения.
Но для этого нужно, чтобы не учителя этим занимались, а специалисты, которых надо привлекать.
Е. БУНИМОВИЧ:
Насчет занятости учителя. Учебный год начинается первого сентября, а учителя у нас уже недели две как в школе, что они там делают? Я могу сказать, что ни один их французский или английский или немецкий коллега не торчит в школе, когда там нет учеников. Это такое наследие советской педагогики, когда все учителя в школе, а детей нет, т.е. там ничего не происходит, они беспрерывно совещаются. Нормальный учитель несколько бессмысленных дней отдаст за то, чтобы в это время съездить с ребятами на экскурсию, сходить в музей или куда-то еще. Я думаю, что в каникулы учителя должны отдыхать, не только в летние во все остальные. Учителю, когда нет учеников, в школе делать нечего. Если нужно готовиться к уроку, они это могут делать дома, читать книги они могут тоже дома. А если и делать что-то в каникулы, то именно с ребятами.
С. КОМКОВ:
Я хочу поддержать своего коллегу. Самая главная задача сейчас как раз заключается в том, чтобы найти возможность сделать насыщенными школьные каникулы. А мы, к сожалению, сегодня наблюдаем следующую картину: в период варварской приватизации фактически уничтожили все детские объекты детские студии, детские спортивные комплексы, детские лагеря. Я думаю, что если мы вернем детям все, что было у них отнято, студии, творческие лаборатории, мастерские, дадим возможность им заниматься не с замученными учителями, а с теми, кто с удовольствием станет с ребятами ходить в походы, ездить на экскурсии, я думаю, это был бы прекрасный выход. Учитель в течение года ключевая фигура во всем процессе, но надо понимать, что силы и возможности учителя не безграничны. Учитель тоже должен иметь определенный отдых, каждая минута его работы фактически должна быть такой же минутой приравнена к отдыху.
Е. БУНИМОВИЧ:
Я думаю, что разумным было бы, чтобы этот вопрос решали родительские советы. Не решать это законодательно, а чтобы каждая школа в рамках своих возможностей думала, как им удобнее устроить учебный процесс.
С. КОМКОВ:
Пробовать можно, но очень разумно.
От редакции. Приглашаем к разговору педагогов, родителей, руководителей системы образования, и, разумеется, самих учеников.
Материал подготовил Андрей РАЙКОВ.