Номер 42 (1336), 4.11.2016
Обычно я планирую зарубежные поездки заранее, предполагая, что успею посмотреть и где побывать. На сей раз все было спонтанно. Меня пригласили по делам в центральный офис всемирно известной фирмы Agfa, расположенный в пригороде Антверпена.
Уже в пути я задумался: что же помню о Бельгии? Кстати, задайте такой вопрос сами себе. Наверняка окажется, что вы гораздо больше знаете о соседях этой страны - Франции, Германии и Голландии. Они больше на слуху. Там постоянно что-то происходит, и невидимая связь с этими державами представляется крепкой и многоплановой. А что же Бельгия?
Конечно, часто приходится слышать о каких-то абстрактных еврочиновниках из Брюсселя, о бесконечных заседаниях, проходящих в бельгийской столице. Но что это дает для знакомства со страной? Возможно, покопавшись в глубинах памяти, кое-кто из нас извлечет имена знаменитого художника Пауля Рубенса, писателей Шарля де Костера, Эмиля Верхарна или Мориса Метерлинка. Любители спорта припомнят названия местных команд, зачастую названных в честь своих городов. Гурманы могут похвастать тем, что пробовали бельгийские вафли, шоколад и пиво. Модницы вспомнят о кружевах. Знатоки истории назовут места сражений на бельгийской территории, где шли бои первой мировой войны. И среди них - небольшой городок Ипр, который дал название боевому отравляющему газу иприт. Вспомнят Арденны и череду сменяющихся властителей этих земель. То есть фрагментарно мы могли бы всем миром потихоньку нащупать некий образ этой самой Бельгии. Страны, где расположены многие центральные органы международных организаций, но остающейся при этом как бы мало знакомой самим европейцам.
Нам, одесситам, наверняка будут интересны вот какие цифры. Площадь Бельгии - примерно 30,5 тысячи квадратных километров (Одесской области - 33,3 тыс. кв. км), население - свыше 11 миллионов человек, что делает страну одной из самых густонаселенных в Европе. Интересно, что здесь была открыта первая на континенте железная дорога (вспомним о бельгийском трамвае в Одессе столетней давности), протяженность отличного качества шоссейных дорог почти 150 тысяч километров! Старинный Антверпен при полумиллионном населении располагает вторым в Европе портом по грузообороту. А ведь на Северном море страна имеет еще порты Брюгге, Гента и Остенде. Бельгия очень урбанизирована. В городах проживает до 97 % населения. Неудивительно, что многие виды продовольствия приходится импортировать. Но огромный потенциал в промышленности, транспортных перевозках и сфере услуг позволяет создать ВВП, превышающий 40 тысяч долларов в год на душу населения. В Украине в пять с лишним раз меньше. Интересно, что почти 10 % заработанных средств уходит на здравоохранение. При этом пенсию можно получить после 65 лет, а в перспективе пенсионный возраст будет увеличен до 67. Впрочем, это общеевропейская тенденция. Похоже, ждет она и нас с вами.
Маленькая и как бы не доминирующая на континенте держава играет между тем очень важную роль в международной политике. Бельгия наряду с группой развитых стран была в новейшей истории соучредителем многих солидных организаций: НАТО (в 1949 году), Общего рынка (1957), переименованного позднее в ЕС, Шенгенского соглашения (1985), которое изначально подписали только Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия и Франция. Столицу небольшой державы Брюссель и вовсе называют главным центром европейской политики...
ЕСТЬ ГОРОД У РЕЧКИ
Вернусь-ка я на время в рабочую атмосферу совещания на крупном предприятии. Уютное местечко Мортсел - отличное место для работы. Тихо, безлюдно, однообразно. Ничего не отвлечет вас от продуктивного труда. Ни на чём не задержится пытливый взгляд. Знай себе работай от звонка до звонка. Но привычная для бельгийцев обстановка не давала покоя заядлому путешественнику. Что же, кроме серых коробок приземистых зданий, в новой стране ничего не увижу?
В перерыве между лекциями не удержался и вышел на улицу. Никаких признаков жизни, если не считать почти бесшумно подкатывающих к складу грузовичков. Завернул за угол. Та же картина. Но сверкнули на солнце рельсы, и чуть поодаль возник навес с расписанием движения. До центра Антверпена можно было добраться трамваями № 7 и 15. Подходят к остановке минута в минуту. За проезд берут 2 евро. Минут за двадцать оказываешься совсем в другой обстановке. Это тебе не скучный пригород.
То, что везде называют старым городом, в Антверпене занимает приличную территорию. Мне, похоже, не удалось обойти ее целиком. Да и цель такую не ставил. Просто бродил и с удовольствием ощущал колорит этих мест. Хотя был только апрель, погода для этих мест была прекрасная. Солнце, температура +17-20. А ведь здесь и летом жарко не бывает.
Архитектура заметно отличается от построек того же периода в средиземноморских краях. Все мощное, фундаментальное. Я вышел на набережную реки Шельда, которая, собственно, и соединяет Антверпен с Северным морем, дающим работу множеству жителей с давних пор. Это не ошибка. Один из крупнейших морских портов континента расположился в устье реки. Считается, что поселения появились тут еще в седьмом веке. Сам же Антверпен пережил разные этапы. Был он одним из самых процветающих вольных городов северо-западной Европы, затмевавшим иные столицы. Но знал и периоды упадка, когда в средние века его отодвинули на вторые роли торговые центры Брюгге и Гента. В середине XVI века город снова пошел в рост. Антверпен становится символом свободолюбия и немало способствует развитию не только прикладных ремесел, но и искусства. Здесь работали знаменитые живописцы Рубенс, Ван Дейк и Йорданс. В местных музеях собраны их полотна, а Пауль Рубенс увековечен памятником вблизи кафедрального собора. Сохранен и дом-музей художника, где он жил до последних дней.
Когда идешь по набережной Шельды, непременно выйдешь к старинному замку Стеен, заложенному еще в девятом веке и получившему свой теперешний облик примерно пятьсот лет назад. Сейчас в замке - музей судоходства, что вполне резонно для такого места. Со смотровой площадки поблизости видны старые причалы, а вдали - стрелы портовых кранов. Судоходство интенсивное, день и ночь. Можно долго глядеть на проплывающие суда под разными флагами, на снующие между ними буксиры и лоцманские катера. Но на берегу ведь тоже интересно.
В старом центре прекрасно сохранилось множество зданий эпохи расцвета средневекового Антверпена. К ХVI веку относят постройку Дома пивоваров и Дома мясников, церкви святого Павла. Чуть позже достроили церковь святого Якоба, где в одной из гробниц погребен знаменитый Рубенс. Да и дом-музей художника построен в самом начале ХVII. Средневековые цеховики построили множество солидных зданий, привлекая лучших архитекторов своего времени. Тот же Дом мясников чередует в своих стенах красный кирпич с белым песчаником, как бы символизируя слои мяса и сала. Оригинальный ход.
Бродить по центру Антверпена приятно. Можно спокойно разглядывать фасады домов, задирать голову, всматриваясь в верхушки башен древних соборов. Здесь нету шумных толп туристов, как в раскрученных евростолицах. Местные граждане перемещаются пусть деловито, но без спешки. Хоть день был рабочий, автомобильных пробок не заметил. Так же размеренно и чинно народ использует обеденное время по-своему. Кто-то прогуливается вдоль реки с гамбургером и бутылкой пива. Кто-то перекусывает салатиком и кофе в уличном кафе. Кто-то неспешно изучает меню, греясь в лучах весеннего солнца. Голодным здесь точно не останешься. На пешеходной улочке я нашел целую вереницу недорогих ресторанчиков. Большей частью их хозяевами оказались итальянцы и испанцы. Соответственно меню их заведений были сплошь средиземноморскими. Исключение составил отдельный лист с перечнем сортов бельгийского пива.
Именно пиво считается одной из фишек небольшой страны. Эксперты утверждают, что в Бельгии варят свыше 500 сортов этого напитка! Уму непостижимо. Страстным любителем пива я не являюсь, но несколько необычных бельгийских находок попробовал. Чего только изобретательные пивовары не добавляют в, казалось бы, вполне традиционную рецептуру: и фрукты, и ягоды, и травы, и еще черт знает что. Только бы их пиво не было похоже на то, что в соседней пивоварне. Так в окне одного заведения увидел выставленные в несколько рядов бутылки с разными этикетками. Насчитал больше полусотни и бросил это занятие...
Если продолжать кулинарную тему, то, по версии местных кухневедов, именно бельгийцы первыми начали жарить картофель и выпекать вафли. Из этого изделия здесь тоже пытаются создать некий культ. Вафли вам предложат везде. С медом, джемом, сливками, вареньем, с мороженым, с сыром и еще бог знает с чем. Не скажу, что это здоровая и полезная пища. Но раз уж приехали в Бельгию, как вам обойтись без вафельного десерта?
Если после такого угощения вас не сильно разморит и останется желание бродить по Антверпену дальше, непременно выйдите на просторную площадь Гроте Маркт (попросту Большой рынок) и полюбуйтесь на средневековую ратушу. Рядом - монументальные дома множества цехов и гильдий, которые в принципе создали этот богатый и горделивый город. Торговый люд и ремесленники были движущей силой. Они же выступали заказчиками произведений искусства, финансировали развитие инфраструктуры. Дальновидные были господа.
Недалеко от ратуши высится еще одно знаковое сооружение. Собор Богоматери со 123-метровой башней. Самой высокой в средневековой Бельгии. Заложили это чудо зодчества еще в середине ХIV века! Строили почти 260 лет несколько поколений каменщиков и архитекторов. И все это время цеха и купцы не прекращали финансировать возведение храма, ставшего гордостью и одним из символов Антверпена.
В этот славный город можно попасть по-разному. Поездом, самолетом, на авто. Многие моряки знают Антверпен исключительно как порт. Но стоит потратить хотя бы один день на знакомство с этим городом.
(Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК.
На фото автора:
- Древний замок Стеен
- Памятник Рубенсу на фоне кафедрального собора
- Фонтан на центральной площади
- Бельгийские кружева