Номер 39 (1035), 8.10.2010
В Одессе выступал Пьер Ришар. И этим многое сказано.
Приезд в наш город знаменитого французского комика мало кого оставил равнодушным. Конечно, у большинства одесситов этот интерес был заочным, но некоторая часть наших сограждан не пожалела ради удовольствия видеть киношную знаменитость "живьем" достаточно ощутимых сумм. Билеты в Театре музкомедии на представление "Пьеру Ришару. До востребования" раскупались одесситами весьма активно, и за несколько дней до спектакля достать их было почти нереально. Журналистам повезло больше: даже те, кто не попал на спектакль, могли лицезреть звезду воочию и даже задать ей кое-какие вопросы. Которые, впрочем, в большинстве своем особой оригинальностью не отличались. Между тем, стоило зайти в интернет, как сразу в биографии артиста обнаруживались интересные подробности.
Его полное имя Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Сам артист в ответ на вопрос, почему он стал именно Ришаром, а не, скажем, Леопольдом, пояснил, что зовут его как раз Пьер Ришар, а все прочее - приставки имен ближайших родственников. Киноактером он стал далеко не сразу, пройдя перед этим очень и очень неплохую театральную школу. Учился Пьер на драматических курсах знаменитого режиссера и педагога Шарля Дюллена, который, между прочим, воспитал таких мастеров как Ж. Л. Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре. Потом попал на стажировку к другому великому мастеру - Жану Вилару, одному из лучших театральных режиссеров XX века. Но у Вилара наш артист не задержался; в театре ему давали роли второго плана, а хотелось большего. С другой стороны, на что мог претендовать начинающий актер, если в распоряжении Ж. Вилара были такие звезды, как Жерар Филипп, Мария Казарес, Даниэль Сорано, молодые герои Жанна Моро и Филипп Нуаре?!
Тем не менее первую свою кинороль Ришар сыграл, еще работая в театре. Другое дело, что она, как говорится, короче воробьиного носа; в фильме "Монпарнас, 19" о жизни художника Модильяни дебютанта Ришара можно увидеть несколько секунд в одной из первых сцен. Правда, для этого следует очень внимательно вглядываться в экран. К тому же критики подметили некоторую несообразность. Сначала герой Ришара сидит слева от мулата с трубкой в последнем ряду, а затем, когда рядом с мулатом садится Модильяни (его играл Жерар Филипп), то они оказываются на предпоследнем ряду, а Ришар остаётся в последнем ряду справа за плечом мулата.
Я спросил у Ришара, что чувствовал дебютант, находясь рядом с невероятно популярным в ту пору Филиппом?
- Мы не оглядывались друг на друга, - с улыбкой ответил артист, - поэтому не могу ничего сказать.
Правда, мне показалось, что о своем кинодебюте артист попросту не любит вспоминать, поскольку не нашел своего имени в титрах. И пройдет еще без малого полтора десятилетия, пока он не получит главную роль в фильме "Высокий блондин в черном ботинке", которая превратит его в европейскую, а затем и мировую знаменитость. (Хотя на самом деле Ришар совсем не высок ростом).
В середине 1990-х Ришар возвращается на сцену, из всех возможных театральных жанров выбирая моноспектакль. Это очень удобно: по большому счету, у такого артиста репертуар может быть каким угодно, ибо "кассу" делает его кинослава. Что замечательным образом демонстрируют нынешние гастроли Ришара в Украине.
Рассказывая, почему гастрольный маршрут пролег через наш город, Пьер Ришар пошутил: "Жена моего доктора, она из Одессы, мне сказала: "Приедешь в Одессу, увидишь: Одесса - это город замечательный и там самые красивые женщины".
Правда, как выяснилось, он мог сюда и не доехать, потому что умудрился оставить свой паспорт в другом регионе Франции ("поблема моей рассеянности в том, что в кино - это смешно, а в жизни - не очень", - говорит артист), и если бы документ не нашелся буквально за день до отъезда, гастроли не состоялись бы. Но по всем законам комедийного жанра, паспорт артиста отыскался за шкафом (!), и он ступил-таки на одесскую землю, где тут же ощутил непреходящую любовь к себе.
- Я сфотографировался уже со всем персоналом гостиницы, ресторана и аэропорта. Это утомительно, но я рад, что люди до сих пор меня любят, - признался артист.
Любит его и председатель областного совета Николай Скорик, который пригласил актера на встречу, воспользовавшись, как он выразился, "служебным положением в корыстных целях".
- В этом зале мне довелось провести много важных международных встреч, - сказал Н. Скорик, - но сегодняшняя - особая. Встретиться с вами это большая радость и счастье.
Заодно председатель облсовета воспользовался случаем, чтобы прорекламировать местных производителей.
- Франция - винодельческая страна, - отметил Н. Скорик, - а Одесская область - столица виноделия в Украине. Поэтому, если у Вас будет время и возможность, попробуйте вина одесского производства, чтобы вы, как ценитель такого продукта, могли оценить качество нашего вина.
Ришар, который, как известно, владеет виноградниками на юге Франции и свое вино экспортирует в Бельгию, пообещал, что после спектакля проведет "непременную дегустацию" одесских вин. Будем надеяться, что так оно и было, тем более, что хорошее вино после напряженной работы снимает стресс. А играть на сцене, да еще одному - работа весьма напряженная.
В Одессу актер привез уже известное в Европе представление "Пьеру Ришару. До востребования", в основу которого легли ответы на сотни писем из всех уголков мира, ему пишут самые разные люди. Правда, отметил актер, ему до сих пор не удавалось получать письма от украинских женщин, а вот россиянки писали. Но, поскольку русским языком Ришар не владеет, письма ему читает внучка.
Самым смешным, считает актер, было письмо от женщины, написавшей примерно следующее: "Вы играете комические роли, но на самом деле, вы, наверное, очень грустный человек. Я тоже очень несчастная и грустная, и я вам предлагаю покончить жизнь самоубийством вместе".
- Я ответил, что самоубийство имеет один главный недостаток - мы не видим результат. А для актера это даже представить невозможно, - смеялся артист вместе со всеми.
А самым трогательным было письмо шестилетнего мальчика, живущего во Владивостоке. Он написал, что обожает актера, а для Ришара больше всего значило то, что "Владивосток - это очень далеко от Парижа и мне было очень приятно".
К сожалению, в который раз при организации гастролей не обошлось без накладок. Спектакль начался с получасовым опозданием, поскольку возникла большая очередь за наушниками для синхронного перевода. Но самое печальное, что не всем зрителям хватило наушников, и что было делать людям, не знающим французский язык?!
Зато обладатели наушников получили удовольствие от встречи с любимым артистом. Выйдя на сцену, Ришар первым делом продемонстрировал, что умеет "бить чечетку", а затем начал свой рассказ, перемежаемый выступлениями его сына Оливье Дефэя, который играл на саксофоне.
Андрей РАЙКОВ.