Номер 34 (979), 4.09.2009
Идеальные учителя если и бывают, то разве что в мемуарах. Однако, наверное, у каждого из взрослых был в жизни педагог, которого мы могли бы назвать Учителем с большой буквы. Есть такие учителя и у нынешних школьников. Мы попытались выяснить, какими качествами должен обладать учитель, чтобы дети признали и выдели его. Наш небольшой опрос среди старшеклассников позволил выстроить своеобразный рейтинг учительских достоинств.
1. УВАЖЕНИЕ К УЧЕНИКАМ
"Наша учительница истории перед тем, как поставить оценку, всегда объясняет, почему она ставит именно такую оценку. Каждый из нас может поспорить по этому поводу. Иногда такое случается, хотя вообще-то она человек очень справедливый. И всегда мы получаем ясный ответ, так что никто не обижается, даже если получил плохую оценку".
"В ученике надо видеть личность. А многие учителя этого не понимают. Я как-то сказала об этом одной нашей учительнице, а она мне ответила резко: "У учеников личности не бывает!" Но свою личность учитель выражает как раз через учеников!"
"Есть у нас в школе один учитель, он ко всем обращается на "вы". Но мы чувствуем, что это - неискренне, что этим он только подчеркивает дистанцию между собой и нами. Мне неважно, как ко мне обратится учитель - на "вы" или на "ты", но мне хочется, чтобы во мне он видел собеседника, а не средство для заработка".
2. ЧУВСТВО ЮМОРА
"Он тебя не станет давить, даже если ты чего-то не знаешь. Если он видит, что ты не выучил урок, но имеешь нахальство отвечать, то отнесется к этому с иронией и даже сделает вид, что так оно и должно быть".
"Если учитель чувствует, что все устали, он развеселит
шуткой, может быть, анекдотом. Минута смеха - и все снова
готовы работать на уроке"
3. ШИРОТА ВЗГЛЯДА, НЕЗАЦИКЛЕННОСТЬ
"Многие учителя считают, что именно их предмет - самый важный и заставляют его учить от "А" до "Я". А мне, например, химия никогда в жизни не понадобится, зачем я буду тратить кучу времени на зазубривание формул?"
"Я собираюсь стать программистом. Все это знают. Но вот учительница географии требует, чтобы я знал названия всех стран и их столиц. Но зачем знать географию, если есть такси? Это не я придумал, но я с этой мыслью вполне согласен".
4. ОБЪЕКТИВНОСТЬ
"Нельзя, чтобы учитель мстил ученику за какую-то свою обиду на него".
"Два года назад я поругался с нашей физичкой как раз перед концом четверти. Думал, она мне точно поставит тройку, потому что в журнале стояли 3 четверки и двойка. Но она меня вызвала к доске, поставила за ответ 4 и в четверти тоже четверку. Я после этого очень сильно стал ее уважать. Ну и извинился, конечно, за свою глупость".
5. ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА
"Я вычислила, что каждый седьмой учитель не знает свой предмет. Оттарабанят по учебнику и спрашивают. И как им не стыдно?!"
"Я как-то решила проверить нашу учительницу литературы. Прочитала несколько толстых книг о Льве Толстом. А когда начали его изучать, стала задавать вопросы по этим книгам. Учительница послушала их, ответила, а потом сказала, обращаясь ко всему классу: "Ставлю Лене "отлично" за то, что прочитала Эйхенбаума и Шкловского".
6. ОБАЯНИЕ
"Наша классная руководительница, когда первый раз вошла к нам, улыбнулась и помахала рукой: "Привет, это я!". И мы все сразу в нее влюбились. Хотя я не могу сказать, что она очень уж красивая. Но зато она умеет расположить к себе любого человека. Мой папа однажды пошел на родительское собрание, когда мама болела, очень не хотел идти, зато теперь сам рвется в школу на собрания. И мама за это на него не обижается".
7. УМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ
"Таких учителей очень мало. Но они - самые лучшие".
Опрос проводил
Андрей РАЙКОВ.