Номер 20 (1314), 3.06.2016
Соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом открыло перед Украиной новые перспективы и в развитии туристической отрасли. Тем более, и перед Одессой, где, по признанию начальника городского Департамента культуры и туризма Татьяны Марковой, 90 % местного бизнеса в той или иной степени связано с туризмом.
С другой стороны, продвижение на европейские рынки ставит перед нашей страной новые вызовы, что требует объединения усилий всех специалистов данной отрасли. Об этом шла речь на состоявшемся в Одессе международном бизнес-форуме "Устойчивое развитие туризма Украины".
Иван Липтуга, который в Министерстве торговли и экономического развития возглавляет Департамент туризма и курортов, пришел на свою нынешнюю должность, имея богатый опыт работы в этой отрасли в одесском регионе. В частности, он возглавлял Ассоциацию "Туризм Одессы", которая объединяет десятки участников туристического рынка нашего города. Логично, что в своем выступлении И. Липтуга сделал упор на необходимости объединить в каждом регионе усилия местной власти, бизнеса и общественных организаций, чтобы сформировать сильную туристическую структуру. Тем более, что в Соглашении об ассоциации речь идет и об "установлении стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма".
При этом, заметил И. Липтуга, важно использовать опыт работы наших европейских коллег, в частности поляков, где уже 15 лет успешно действует Национальная туристическая организация.
Председатель этой организации Влодзимеж Щурек подчеркнул, что упор в ее работе сделан на регионы - воеводства. Между ними был проведен конкурс на лучшую рекламную кампанию своего края, что существенно стимулировало развитие местного туризма. Самые яркие фрагменты региональной рекламы были использованы при проведении рекламной кампании в странах ЕС. Так, рекламный проект "Сказочная Польша" позволил на 16 % увеличить приток туристов из Германии, Франции, Великобритании, Швеции и других стран. А после того, как рекламный ролик был показан в Италии, на следующий сезон в Польшу приехали на 28 % итальянских туристов больше, чем в предшествующие годы. Принесли эффект также рекламные кампании в Японии, Китае, Индии. Сегодня в Польше работают 420 информационных туристических центров, действует туристический портал на 123 языках. Сейчас на каждого поляка приходится более 200 долларов дохода от туризма, что в два с половиной раза выше мирового уровня.
Важность грамотного промоушена (продвижения товаров и услуг) подчеркнула и представитель Национального бюро туризма Венгрии Светлана Кабиш.
- Методом проб и ошибок мы пришли к оптимальной модели - созданию кластеров, - рассказала она. - Мы предлагаем туристический продукт, который уникален и будет интересен всем, присоединяя к нему разные направления: гастрономическое, историческое и другие. Так, например, термальный курорт Хевиз, население которого составляет пять тысяч человек, ежегодно принимает более 200 тысяч туристов.
С. Сабыш отметила, что лечебные грязи в Хевизе схожи с нашими Куяльницкими. И Куяльник можно также подавать в кластере медицинских, бальнеологических услуг, исторических достопримечательностей, привлекая отдыхающих со всего мира.
На туристический рынок Украины полгода назад зашла международная компания JOIN UP, которая показала, как можно в короткое время привлечь иностранных туристов в Украину.
- Наш слоган: "Открой страну заново", - рассказал исполнительный директор JOIN UP Дмитрий Сероухов. - Так мы открыли Египет, Турцию, увеличив количество туристов в этих странах вдвое. И это же возможно в Украине, где есть все условия для отдыха. Главное, чтобы турбизнес был гибкий в управлении и готов к диалогу и контактам.
Но в отличие от европейских стран, где на развитие туризма выделяются большие средства, в государственном бюджете на это не заложено ни копейки. И местным громадам приходится самим развивать эту отрасль. Что, впрочем, отвечает тому положению Соглашения об ассоциации с ЕС, где в качестве одного из направлений сотрудничества указано именно "содействие туризму на основе местных общин". Как было отмечено на парламентских слушаниях, наиболее успешно этим занимаются четыре города: Киев, Львов, Каменец-Подольский и Одесса.
- Благодаря консолидации усилий власти, бизнеса и общественности, проведению фестивалей, ярмарок, опен-эйров мы смогли привлечь в Одессу большое количество внутренних туристов, - подчеркнула Татьяна Маркова. - В то же время проводим рекламную работу, направленную на иностранных туристов. Рекламируем Одессу на международных фестивалях, организовали промо-туры для представителей Грузии, Франции, Германии, Белоруссии, готовимся принять Таиланд и Швейцарию, что повлечет увеличение экскурсионных групп в Одессу из Европы и Азии. Развиваем событийный, деловой туризм. Наш город занимает выгодное географическое расположение, сюда можно легко добраться из Европы и Азии, используя авиа, наземный и морской транспорт. В Одессе принята программа развития туризма. Мы готовы делиться своим опытом, чтобы общими усилиями развивать туризм в Украине. А эта отрасль способна дать толчок развитию и другим сферам экономики страны.
По пути сотрудничества с европейцами идут также и другие города.
- Успех развития региона зависит от инициативы власти и общественников, привлечения инвестиций и налаживания законодательного правового поля, в котором удобно будет работать всем участникам туристического рынка, - отметил Руслан Волчицкий из Николаева. - У нас есть договоренности с представителями компании GOOGLE на оцифровку туристических маршрутов. Заключен меморандум с турецкими авиакомпаниями для использования Николаевского аэропорта в целях развития туризма.
Участники форума были едины в том, что необходимо консолидировать усилия разных регионов в рамках Национальной туристической организации Украины, используя для этого лучшие наработки европейских коллег, примеряя их к отечественным реалиям.
Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.