Номер 17 (607), 12.04.2002
Так называется последняя глава "Золотого теленка".
"Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может, и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ..."
Старик был прав. Орден Золотого руна один из самых знаменитых орденов мира. Тут требуется некоторое пояснение: мы говорим "ордена", когда речь идет о наградах, и "ордены", если имеем в виду монашеский или рыцарский союз. Изменения в их харантере как раз и прослеживаются в истории названного ордена.
Орден Золотого руна был учрежден во Фландрии бургундским герцогом Филиппом Добрым 10 января 1429 года, в день его свадьбы с Изабеллой Португальской. Число членов ордена ограничивалось двадцатью четырьмя самыми знатными рыцарями. Формально целью его была охрана церкви и веры, он был посвящен деве Марии и св. Андрею. Символика ордена, его девиз заставляют усомниться в том, что Филипп Добрый руководствовался столь благочестивыми намерениями. Он создавал свой, личный орден. Знак ордена состоял из изображения золотого руна, похищенного Ясоном из Колхиды.
Знак висел на цепи из 28 звеньев кремней, из которых вырывались языки красного пламени, перемежающихся с огнивами с изображением битвы Ясона с драконом, охранявшим руно. Огниво геральдический символ Бургундии и Нидерландов. Над сценой борьбы Ясона с драконом помещена на изогнутой ленте латинская надпись: "Награда не уступает подвигу". Второй девиз ордена гласит: "Сначала удар, затем вспыхнет пламя". Есть у ордена и третий девиз, который вышивался на орденской красной мантии: "Я обладаю и иного не желаю". (Последний девиз Остап Бендер мог вполне отнести на свой адрес, поскольку решил оставить орден у себя навсегда в качестве Золотого теленка: библейский Золотой Телец служит эмблемой предпочтения материальных ценностей в ущерб духовным).
Эти девизы и сложная символика знака имеют множество толкований. Помимо политических ассоциаций и символов, подтекст которых отлично читался современниками, в них заключались высокие требования, предъявляемые герцогом к своим рыцарям. Ведь в пример им ставился отважный Ясон.
В конце XV века, со смертью последнего из бургундских герцогов Карла Смелого, главой ордена стал муж его дочери эрцгерцог Максимилиан Габсбург, впоследствии император Священной Римской имерии. Держава Максимилиана увеличивалась, постепенно включив в себя Австрию, часть Германии, Венгрию. Наконец Габсбурги завладели и Испанией. Число желающих вступить в орден, главой которого был император, росло, и в 1516 году устав ордена был вновь пересмотрен, увеличив число кавалеров до 52. Вскоре разрешено было носить в обычные дни знак не на золотой цепи из кремней и огнив, а на красной ленте.
Знак же усложнился одно из звеньев цепи стало верхней его частью.
В 1700 году умер испанский король Карл II и пресеклась династия Габсбургов в Испании. К власти там пришли Бурбоны. Однако австрийские Габсбурги не отказались от прав на Испанию, и началась война за испанское наследство, вскоре охватившая всю Западную Евpoпу. В ходе этой войны австрийский Габсбург Карл VI захватил Мадрид. Отступая оттуда, он увез с собой архивы ордена Золотого руна. Орден был символом обладания Нидерландами.
Война закончилась. Испания осталась за Бурбонами, но Габсбурги в Вене продолжали считать орден своим. Долгие годы тянулась тяжба между двумя государствами, пока в конце концов в 1748 году орден не разделился. С тех пор существуют два ордена Золотого руна австрийский (главой его и по сей день считается наследник дома Габсбургов) и испанский.
Уже с XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих государя. Рыцарство исчезло. Осталась знать. Орден теряет первоначальный смысл: союз рыцарей. Знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Возникла нужда обозначать принадлежность к ордену, не прибегая к специальному одеянию. И здесь на помощь рыцарям пришел обычай, введенный основателями светских орденов ведь помимо одеяния рыцари носили знак принадлежности к ордену на цепи. Знак был отделен от одежды. Носить знак ордена на золотой цепи было неудобно, да и не каждому по карману. Глава ордена Золотого руна решил заменить цепь на матерчатую ленту красного цвета цвета огня.
("Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперстного креста... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого руна литой барашек").
..."Белый папиросный туман поднимался от реки. Разжав руку, Бендер увидел на ладони плоскую медную пуговицу, завиток чьих-то твердых черных волос и чудом сохранившийся в битве орден Золотого руна..."
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.