Номер 11 (601), 07.03.2002
Она была прекрасной, любимой и таинственной. Правда, таинственной она была не для всех. Для миллионов зрителей это была простая рабочая девчонка, которая выходила на "Светлый путь", превращаясь из Золушки в принцессу. Уже после ее смерти постепенно стала достоянием широких масс ее биография, ее дворянское происхождение, громкие фамилии ее предков: Сухотины по материнской линии, Орловы и Строгановы по отцовской.
Любовь Орлова ЗВЕЗДА СОВЕТСКОГО ЭКРАНА, вознесшаяся, действительно, как "из пушки в небо". Разве оседлавшая задом наперед быка Анюта или ткачиха Таня Морозова могли быть дворянками? А Марион Диксон эта американка, родившая черненького ребеночка? Она ведь тоже своя, хоть и плохо говорит по-русски.
Собственно, не только искусство, сама жизнь заставила Любовь Петровну вписаться в когорту тружениц-Золушек. Пришлось ей после революции вместе с матерью и сестрой заняться черным сельскохозяйственным трудом, доить коров, на рассвете ездить с тяжеленными бидонами из деревни в Москву, разносить молоко по домам. Памятью об этих днях навсегда осталась у Любови Петровны загрубелость рук, которых она стыдилась и прятала от зрителей. Да, это была красавица с лицом Дульсинеи и руками Альдонсы.
Мать Орловой мечтала видеть своих дочерей виртуозами-пианистками. События 1917 г. разрушили эту мечту. Люба Орлова в 19-м году все же поступает в консерваторию, но быстро убеждается в нереальности наверстать упущенное. Следующая веха Московский театральный техникум, хореографическое отделение. Все это идет в копилку будущей кинозвезды, которая впоследствии приводит в восторг зрителей умением бить чечетку. А пока кино в ее жизни лишь вспомогательный заработок. Она тапер в кинотеатрах. Но зато вскоре в ее жизнь входит театр здесь снова коллизия Золушки: артистку хора и балета замечает сам Немирович-Данченко, и вскоре она становится примадонной театра главные роли в "Периколе", "Соломенной шляпке", в "Корневильских колоколах"... Очаровательный голос, музыкальность, внешность...
В кино Орлова вошла снова лишь в возрасте 32 лет. Сначала это были ленты "Любовь Алены" и "Петербургские ночи", не ставшие поворотными ни в ее карьере, ни в жизни кинематографа. Но затем пришло время "Веселых ребят" время Анюты, время создания знаменитейшей пары советского кино Любови Орловой и Григория Александрова. Можно было бы долго рассказывать о создании этого фильма, об аресте прямо на пляже во время съемок одного из сценаристов фильма Николая Эрдмана (это не могло не поразить Орлову, которая уже отдала дань советскому Молоху ее первый муж Андрей Берзин, входящий в руководство страны, был репрессирован как враг народа что, кстати, тоже составляло одну из тайн ее жизни), о тех ругательных статьях, которые обрушили на голову Александрова критики. Но... фильм понравился самому Хозяину, картине был открыт СВЕТЛЫЙ ПУТЬ, и она начала праздничное шествие по экранам. Второй фильм Орловой Александрова был уже принят на ура. Впрочем, "Цирк" был идеологически выдержан он был антирасистским, а "Широка страна моя родная" стала позывными нашего радио эти 10 нот предваряли все важные сообщения, в т.ч. Совинформбюро и приказы Главнокомандующего. Дальше были "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна" и др... Не все фильмы были удачными. "Русский вопрос" один из печальных примеров. Но Любовь Орлова оставалась прекрасной мечтой, кумиром своего поколения.
Поддерживая образ нестареющей Золушки, актриса не сдавалась возросту: физкультура, диета, пластические операции...
Из кино она вернулась в театр Моссовета, где еще раз доказала свой талант, создав незаурядные образы в спектаклях "Странная миссис Сэвидж", "Милый лжец", "Нора", "Русский вопрос" и др. В конце января 1976 г. актрисы не стало.
В этом году, 11 февраля, исполнилось СТО ЛЕТ со дня рождения актрисы, которая стала золотоволосым символом советского кинематографа 30-60-х годов (род. 11.02.1902 г.) Символом, воплотившем мечту миллионов людей. Символом, который был заложен в известной строке: "Кто был никем, тот станет всем". А то, что в этой символике были некоторые расхождения с ее биографией, стало известно лишь тогда, когда это уже не имело значения.
Елена КОЛТУНОВА.