Номер 08 (1302), 4.03.2016
На базе школы № 79 прошел областной семинар для директоров школ. Коллектив школы во главе с директором Н. Савенко представил собравшимся коллегам нетрадиционное по форме заседание методического совета. Одним из направлений семинара руководила заместитель директора Р. Сидоренко. Учителя школы представили эссе на тему, каким должен быть современный учитель.
- Любящий детей, живущий их интересами и заботами? - размышляют педагоги. - Конечно. "Продвинутый", знакомый с современными компьютерными технологиями? Разумеется. Знаток своего предмета, постоянно пополняющий сведения, следя за научной мыслью в своем направлении? Безусловно. Опытный педагог, мастерски жонглирующий педагогическими приемами, психолог, умеющий четко построить как урок, так и индивидуальную беседу со школьником? Да и еще раз да!
Вот мы и собрали портрет идеального педагога. Признаемся честно: много ли таких встречали в реальной жизни? Но другие в школе работать не могут и не должны: система их просто вытолкнет. Так вот, обычные школьные будни и есть постоянное решение этого парадокса, диктуемое современными школьниками и самой жизнью. Ведь каждый родитель, размышляя, в какую школу определить свое драгоценное чадо, интересуется в первую очередь: а какие там учителя?
Да, в современном учителе должно сочетаться все вышесказанное: любовь к детям, компетентность, технологическая подкованность. Но и борщ, как давно заметили, состоит из одних и тех же ингредиентов, а у каждой хозяйки получается разный. Что же говорить об уроках - духовной пище, приготовляемой каждый день школьникам? Ведь не зря в слове "воспитывать" есть корень "питать" и приставка "вос-" - поднимать вверх. И как для приготовления обычного блюда требуются не только кулинарные технологии (рецепты), но прежде всего кулинарное искусство, так и для проведения хорошего урока мало четкого следования одним только методическим рекомендациям.
Любовь к детям, конечно, - это соль педагогики, но опытный учитель пользуется ею на уроке умеренно: без любви урок получится пресным, а с чрезмерным сюсюканьем и панибратством (чем, кстати, нередко прикрывают отсутствие настоящей любви) - пересоленным. Не обойтись без овсяной каши развития умений и навыков, но талантливый педагог всегда найдет, чем ее подсластить соответственно возрасту - от веселых физминуток до каверзных загадок и мини-конкурсов. Главное - не пичкать школьников духовным фаст-фудом: если чипсы и гамбургеры вредят поджелудочной железе, то наспех состряпанные уроки медленно, но верно искажают духовный мир школьника, губят естественный познавательный интерес, заложенный в каждом из нас с рождения.
Учитель, занимающийся самообразованием, публикующий свои мысли на страницах педагогической прессы, участвующий в проектах, конкурсах, мастер-классах, наставляющий молодежь, можно сказать, - шеф-повар на педагогической кухне. А хороший шеф-повар всегда на вес золота, вернее, он бесценный. И чтобы хоть как-то выделить, оценить его труд, стимулировать морально и хотя бы символически материально, были выработаны критерии аттестации. С тех пор вот уже третье десятилетие аттестация признана объективным оцениванием работы учителя, включая результативность его труда, повышение уровня квалификации на соответствующих его профилю курсах усовершенствования, умение работать с одаренной, талантливой молодежью, давать любознательным школьникам азы научных исследований...
Ирина ДЕНИСОВА.