Номер 8 (1004), 5.03.2010
Размышления по поводу статьи "И тогда отступает болезнь..." ("Порто-франко", № 7 от 26 февраля 2010 года).
Когда крупные компании вроде "Мэри Кей" сознают свою социальную ответственность, это нормально. По всем правилам, божеским и человеческим, нормально делиться, что-то делать для кого-то менее умелого или нуждающегося. Теоретики и практики современных психотехнологий утверждают, что это заложено в природе человека. Более того, именно это, а не гордое одиночество олигарха, дает ощущения счастья, полноты жизни и смысла существования отдельно взятой личности. Но такой подход, состояние понимания и практика действия приходят лишь на определенном уровне развития как общества, так и конкретного человека.
Достаточно взглянуть на детей - щедрый и открытый ребенок, который не жадничает, отдает с улыбкой и великодушно, за редким исключением, представляет стабильную доброжелательную семью, где так поступают обычно, не требуя взамен "ни наград, ни повышенья в чин". И, напротив, юные страдальцы, недоедающие и недобирающие, будут "грести" все, что попадется, прихватывая про запас, будь-то продукты, вещи или даже какие-то мелочи.
С благотворительностью, так сказать, низшего уровня, где нет мнимых условностей (что часто видим в большом бизнесе - доброта напоказ), дело обстоит примерно так же.
Все больше наблюдаю молодых ребят - бизнесменов средней руки. Если складывается ситуация - для них не стоит вопрос: делиться или нет, помогать или воздержаться.
Занятное явление - интернет-форумы. Виртуальность налицо, но вот то, что происходит в последние несколько лет - плотность общения - (сугубо моя версия, на истину не претендую) вызывает к жизни некие иные потребности: то ли сделать вместе "что-то героическое", то ли сотворить нечто, чтобы "душа развернулась". Спрашивать о целесообразности порой бесполезно; есть даже курьезы - когда "клиента" могут завалить подарками, и поток "благой творительности" не прекращается даже после команды "спасибо, стоп".
Только за последнее время среди клиентов всплывали прибившийся в Одессу выпускник детского дома из Чернигова, юная мама без квартиры и денег, одинокая мамаша с близнецами и другие. Регулярно всплывают аварийные ситуации травм и заболеваний детей, стабильно идет помощь "социума" деткам с онкозаболеваниями. Почитайте одесский форум. Это очень большие суммы (применительно к простому одесситу) и большой объем работы по координации, выяснению, привозу-забору-отчетности.
При этом, когда хочешь рассказать о добрых делах и назвать благотворителей поименно, они, как правило, отнекиваются: хотят остаться "просто одесситами". Это - та причина, по которой в этой статье вы не отыщите ни одной конкретной фамилии.
Я не первый год сталкиваюсь с детскими судьбами разного качества и с волонтерами-благотворителями; замечу, это процесс очень динамичный и многослойный. С одной стороны, мы все знаем, что глобально ничего не делается "за так". Но, с другой, десятки людей, и это только те, что известны мне, тратят свое время, силы, деньги на помощь другим, порой не требуя взамен даже простого "спасибо".
Молодая женщина Алена несколько лет опекает случайно попавшегося ей на пути мальчика, беседует с его учителями и воспитателями, забирает в гости на выходные, стирает, одевает по необходимости и даже носит передачи в следственный изолятор, откуда мальчика почему-то не хотят забрать официальные опекуны, мотивируя тем, что он "с уроков уходил в интернет-клуб".
Кстати, об этих клубах. С появлением интернета жизнь каждого большого города как бы растянулась внутри суток, и вот уже ночные тарифы не дают скучать под одеялом многим любителям адреналина. А так как место не должно быть пустым, оно и не пустует; и вот уже сотни мальчиков (среди ситуационных маргиналов - и не домашний, и не бродяга) вроде как за деньги, и под присмотром, и делом занят, а по сути...
Но такая ночная гавань особенно в холодные времена оборачивается неожиданным социальным благом - и вот уже Мишки, Вадики и Егоры обретают место под крышей, друзей и даже некую подработку.
Василий, хозяин одного из клубов, как и многие, "светиться" не согласен, но поговорить удалось. Да, мальчик, можно сказать, прибился. Впрочем, таких много, но мы ж, типа бизнес, и вроде как не наше дело: человек заплатил за услугу, получил сервис. С другой стороны, с нас же спросят, если соответствующие службы или люди в погонах забредут ночью. С третьей - не выгонять же ребенка на улицу. Так и повелось - мальчик стал вроде родственника кого-то из админов. На голову садиться ему не дают: нет денег, помоги посильно, заработай - и нам проще, и он себя уважает. Да, я знаю, многие так поступают, не из высоких побуждений: просто это жизненная ситуация, ты людям помог - люди тебе, а на пять рублей все равно не разбогатеешь.
С Валерой вовсе занятно. Шел себе юноша просто пешком "по дороге в Киев, может, в каком селе к бабушке прибьюсь, помочь по хозяйству, то да се, до весны дотянуть". Смеркается, мимо проносится машина, затем тормозит, выходит водитель, зовут Николай, слово за слово, ну, поехали, пока поедим, а там видно будет. С момента " а там видно будет" прошло полгода, Валера живет в тепле в сельском домике, управляется по хозяйству (куры - гуси - свинки), регулярно просит у Николая книжки, а также "какой-то работы"; неудобно сидеть на шее - деньги на хлеб и минимальные поездки за 150 км в Одессу "хозяин" дает без второго слова, хотя и не балует. Основной доход Николая связан с финансами, но мечтает он о ферме, и уголок будущего рая, охраняемый сегодня Валерой, видимо, ему важен. Более того, Николай готов приютить еще нескольких неленивых и чистых на руку подростков сложной судьбы, прикупить им домики, чтобы жить таким вот "мини-колхозом".
Еще один герой моего отклика встретил на улице через много лет свою бывшую учительницу и среди прочих рассказов об учебе дочки в институте и стажировке в Англии, о небольшом бизнесе жены и нечастых встречах с одноклассниками вдруг произнес: "А ведь я мог бы регулярно перечислять некую сумму на ваш проект, не возражаете? Только не нужно никакого пиара, это просто мое решение, я раньше другим подобную сумму отдавал, но вдруг подумал, что и вам не помешает".
Итак, моя версия: социальная ответственность бизнеса у Запада больше идет от головы и технологии, у нас же, славян восточного толка, это в крови. И я уверена, что те тети из "Мэри Кей", которые для лечения больных раком молочной железы не жалели пятисотгривневых купюр, делали это не только потому, что в этой компании "так положено", а и по зову своего отзывчивого сердца, "по голосу крови". И если эта самая кровь не будет стынуть в жилах и проливаться ни за грош, то - как само собой разумеющееся - вернутся традиции присмотра сирот в семье и общине, помощи страждущему, поддержки умирающего... И тогда станем мы обществом регенерирующим утерянное, отрезанное и отнятое. Вот только быстрее бы...
Раиса КРАЕВА,
социальный педагог.