Номер 08 (651), 28.02.2003

СНОВА ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

(Роль Веры Холодной в истории разведки и обзор врхивов СБУ и МВД.)

Три года назад в газете увидела свет статья, посвященная Вере Холодной, – "Королева экрана" как "зеркало советского шпионажа". В этой статье, опираясь на ряд интересных новых фактов, мы выдвинули версию о том, что известная кинодива Вера Холодная была советской шпионкой в оккупированной французскими интервентами Одессе. Мы высказали предположение о том, что Вера Холодная общалась с советским подпольем через своего знакомого Бориса Ржевского – Раевского, который вместе с чекистом Зиновием Дубинским были десантированы во "французскую" Одессу примерно в декабре 1918 года.

К разведывательной деятельности Веру Холодную могли привлечь и два видных деятеля киностудии "Мирограф" (Одесса), с которыми она снималась: актер Петр Инсаров и режиссер Иван Кабанцев. У них профессия артиста мирно уживалась с профессией чекиста.

Наша публикация вызвала ряд писем и откликов одесситов. Большинство читателей благодарили и интересовались... Но были и другие, которые сомневались, была ли Вера Холодная шпионкой.

В 2002 году в журнале "Родина" появилась большая публикация О. Капчинского, из которой становится ясно, что Вера Холодная в действительности была красной разведчицей. Появление в научном обороте новых архивных материалов заставило нас вернуться к этой теме.

Еще летом 1918 года советский нарком А. Луначарский и командующий войсками Московского военного округа Н. Муралов (о непосредственном курировании Н. Мураловым военно-разведовательных планов относительно Украины можно прочесть в воспоминаниях В. Антонова-Овсеенко) выдали группе русских актеров мандат на переезд для киносъемок в Одессу. В этой группе были звезды первой величины российского кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Владимир Максимов, Витольд Полонский...

Но пикантность ситуации заключалась в том, что Одесса находилась тогда в составе украинской державы гетмана П. Скоропадского, а компетентные органы Советской России как раз подготавливали восстание в Украине против режима белого гетмана. Во второй половине 1918 года в Украину из Москвы были заброшены профессиональные революционеры: Нестор Махно, чекист Г. Лафар – Жорж де Ляфара, матросы Дыбенко и Железняков (три последних для подпольной деятельности в Одессе). В Одессе того времени находился центр советского шпионажа и диверсий – миссия – консульство РСФСР (около 200 человек), которое было разгромлено гетманской "вартой" осенью 18-го.

О чекисте де Ляфаре одесский краевед Н. Брыгин опубликовал интересную повесть. Выяснилось, что де Ляфар был членом коллегии (высший орган) ВЧК и исполнял в Одессе сверхсекретные поручения самого "железного Феликса". Де Ляфар последним пробирался в Одессу, очевидно, уже в декабре 1918 года, когда туда прибыли части Антанты: корабли Франции, Англии, Италии, Греции. В это время планировалась широкая интервенция в Украине, прежде всего во главе с Францией. Именно Франция сферой своей деятельности избрала Украину, Крым и Бессарабию. Москву особенно беспокоили проблемы непредсказуемости в украинском вопросе. Дело в том, что 14 декабря гетман Скоропадский был свергнут с киевского "престола" восставшими под руководством украинских социалистов В. Винниченко и С. Петлюры – Директории. В это же время советские войска начинают наступление с востока на Украину, а 18 декабря местные белогвардейцы и польский легион захватывают Одессу, выгнав из города войска Директории и фактически передав власть над Одесским районом французскому военному командованию. С Одесского плацдарма уже готовился поход на Киев силами французских, румынских, греческих и местных белогвардейских частей. Так что мировая война, только закончившаяся месяц назад, могла вспыхнуть с новой силой на полях Украины.

Сейчас известна даже инструкция, данная Дзержинским де Ляфару при выезде из Москвы в Одессу: выяснить возможность невоенного прекращения интервенции, установить стратегические намерения стран Антанты в Украине, их цель и территориальные притязания, внедриться в штаб главного французского командования в Одессе. В инструкции указывался канал связи с красной реэедентурой – кинофабрика "Мирограф".

Разведчик должен был прежде всего связаться с резидентом "Апостолом" – актером Петром Инсаровым, режиссером И. Кобанцевым, с главой подпольного ревкома К. Саджая. Как место конспиративных встреч был выбран Дом кружка актеров. Вскоре (в январе 19-го) де Ляфар сумел занять должность переводчика при главном французском штабе в Одессе. И вскоре в Москву поступили ценнейшие сведения о конфликте в высшем военном командовании между главкомом войск Антанты на Востоке, командующим войсками Антанты на Черном море и штабом французских войск в Одессе. Советская разведка решила "разрабатывать" начальника штаба французских войск в Одессе полковника Фрейденберга. Он был еврей, выходец из России, считал себя знатоком искусства и покровителем актеров Одессы. К тому же Фрейденберг имел огромное влияние на главкома союзных войск генерала д'Ансельма.

Инсаров и де Ляфар предлагают Вере Холодной пококетничать с французским полковником. Вскоре в Москву ушло донесение де Ляфара о Вере Холодной, в ней есть такие строки об актрисе: "...дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрайденберг души в ней не чает, льнет к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша... Влияние ее на Фрейденберга безмерно. "Апостол" предлагает форсировать это дело в том направлении, о котором был разговор..."

(Продолжение следует.)

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик; В. САВЧЕНКО, доцент.