Номер 03 (1297), 29.01.2016
Пять лет назад во время теракта в аэропорту "Домодедово" погибла одесская поэтесса и драматург Анна Яблонская.
На борту самолета, который летел из Одессы в Москву 24 января 2011 года, находились всего 30 человек. Трое из них были личности известные - депутат горсовета Игорь Марков, ректор Одесской духовной семинарии Серафим Раковский и молодой драматург Анна Яблонская (Машутина). Анну в российской столице ждала премия журнала "Искусство кино" за пьесу "Язычники". Самолет приземлился в Домодедово в 16 часов 05 минут. Организаторы конкурса, зная, что Анна уже в Москве, задержали церемонию награждения почти на час. Но только после ее окончания они узнали причину отсутствия лауреатки.
В 16 часов 32 минуты в зале аэропорта произошел взрыв. В эпицентр попали те, кто в данную минуту стоял или проходил мимо террориста-смертника. К несчастью, среди них оказалась и наша землячка. Ей не было еще и 30 лет.
После трагедии многие обратили внимание на то, что месяцем раньше, 21 декабря, Анна написала в своем блоге короткую фразу: "Мне кажется, у меня осталось очень мало времени". Решили, что это - некое предчувствие, предопределенность. Предположение сомнительное: у Анны осталась трехлетняя дочь, и вряд ли она думала о том, что придется осиротить ребенка. Допускаю, что это могла быть реплика или начало монолога из будущей пьесы. Ведь к тому времени Анна Яблонская была уже достаточно опытным драматургом, автором нескольких пьес, некоторые из которых даже увидели свет рампы.
Хотя парадоксальным образом в этом своем качестве в родном городе она не нашла признания. Знали ее больше как поэтессу. Тем более, что первый сборник ее стихов вышел, когда девочке было всего 14 лет; тогда наличие у столь юного автора собственной книжки было еще в диковинку. Надо сказать, что стихи были настоящими, не графоманскими. Не зная их автора, невозможно было догадаться, что они написаны школьницей. Впечатление производила и сама юная поэтесса - огненноволосая красавица с каким-то нездешним выражением лица...
В мае 1997 года мне довелось наблюдать Аню в течение трех недель, когда шла подготовка к первому в Украине конкурсу "Мисс пресса". Десять лет спустя, вспоминая об этом событии, Аня признавалась, что сначала всю эту затею восприняла как шутку, но затем в нее втянулась.
- Самое курьезное в этом конкурсе, - говорила Аня, - было то, что я была значительно младше остальных участниц. Участвовать было крайне интересно, хотя и жутко. Несмотря на то, что у меня был некоторый журналистский опыт, я все же чувствовала себя не в своей тарелке.
Однако эта неловкость быстро прошла. Чему, я думаю, не в последнюю очередь способствовало то, что девушка, как она говорила, "подрабатывала в рекламном агентстве" и умела многое из того, чему прочие конкурсантки только учились. Второе место и приз зрительских симпатий было для юной красавицы весьма солидным успехом.
Среди прочих наград Аня получила возможность осуществить свою давнюю мечту - прыгнуть с парашютом. Очерк об этом прыжке, помещенный в нашей газете, остался едва ли не единственной ее приметной публикацией в СМИ.
Во время конкурса Аня подружилась с Натальей Князевой, руководителем театра "Тур де Форс", и стала одной из ведущих его актрис. Мне кажется, что это увлечение и определило выбор Аней главного направления, в котором она принялась реализовывать свой талант, - драматургии. О ее успехах на этом поприще можно найти много информации в интернете, в 2000-х она успела получить множество наград на различных драматургических конкурсах. Вот только ставили ее пьесы крайне редко. Среди немногих постановок - две одесские.
Это детский спектакль "Дюймовочка", либретто которого Аня написала по мотивам знаменитой сказки Ганса-Христиана Андерсена, а музыку сочинил одессит Сергей Верди. Мюзикл вошел в репертуар нашего Театра музыкальной комедии. А драму "Дверь" поставила Н. Князева у себя в театре "Тур де Форс". Премьеру играли на сцене Украинского театра, причем на сцене - в прямом смысле слова: зрители полукругом окружали артистов. Однако ни один одесский драматический театр не взял ее пьесы в свой репертуар. Впрочем, и успехи Анны Яблонской на разных конкурсах тоже странным образом проходили мимо внимания наших СМИ. Наша газета "Порто-франко" была единственным изданием, которое более или менее регулярно оповещало одесситов о творческих достижениях их землячки.
Слава пришла к Анне Яблонской уже после смерти...
Узнав о том, что случилось в Домодедово, я написал нечто вроде некролога, который заканчивался так: "У Ани были все шансы взлететь высоко. В свои 29 лет она сделала поразительно много, особенно, если учесть, что оставалась жить в провинции, где крайне трудно "раскрутиться" по-настоящему. Голова кружится, когда думаешь о том, сколько же могла сотворить эта молодая красавица!"
Ничего другого не могу добавить к этим словам и пять лет спустя.
Александр ГАЛЯС.