Номер 41 (1530), 10.12.2020

ВЕРНУТЬСЯ В ДЕТСТВО

Центр современного искусства Aurum (Торговая, 2) представил проект Немецкого центра "Баварский Дом Одесса" и Гёте-института — фотовыставку Томаса Шефера. Две серии фоторабот составили экспозицию. Серия "Эмпирические зарисовки" — просто очень красивые снимки с водяными лилиями, женской фигурой в бикини и так далее. А "Пространство опыта" воссоздает интерьеры дома, в котором автор провел свое детство.


Томас Шефер родился в 1983 году в Майнце, сейчас живет в Берлине, некоторое время жил в Сан-Паулу. Изучал архитектуру, но в итоге получил степень бакалавра изящных искусств в Берлинской технической академии искусств. Принимал участие в нескольких международных выставках, жил, путешествовал и работал в Южной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, Западной Африке и Северной Америке. Возвратившись в Германию, он выстроил в студии гиперреалистичные инсталляции. А тот факт, что инсталляции после работы были демонтированы, поддержало концепцию эфемерности воспоминаний.

— Концепция проекта родилась еще во время учёбы в университете, — комментирует свои работы автор. — Я прочитал книгу Гастона Башляра "Поэтика пространства", в которой речь идет о том, как помещения и пространства влияют на нашу память. Автор описывает, что наши первые воспоминания и чувства формируются в комнатах нашего семейного дома, воспоминания о "прятках на чердаке" или "тайнике в погребе"... Возможно, мои слова покажутся заимствованными из популярной психологии, но некоторые из этих сцен мне снились. Мужчина в гараже — это мой отец, а ребенок, сидящий на полу среди игрушек — это я. В некотором смысле, мы оба "прячемся". Я прячусь на чердаке и играю. Это было мое "укромное место", и с ним у меня связаны прекрасные воспоминания. А мой отец любил "сбегать" в свой гараж, это его укромное место. Снаружи у гаража — наполовину спрятанный в траве футбольный мяч. Возможно, этот мяч принадлежит мне?.. Мои инсталляции взяты не только из моих снов. Некоторые сцены были созданы, когда я сознательно думал о детстве и вспоминал прошлое. Мальчик, который занимается в комнате, — это тоже я. Вероятно, я целый день играл, а теперь пришла пора делать уроки. Я обожал машинки (и моя кровать в форме машины), а мой отец увлекался футболом (и он смотрит футбольный матч по телевизору, пока я учусь).

Человеческие фигуры на снимках Шефера выглядят застывшими.

"Отчасти это потому, что я вижу свои воспоминания как натюрморт, как красивую, но быстротечную сцену, — поясняет Томас. — Каждая фигура застыла в раздумьях, замерла. Нет никаких конкретных действий и взаимодействий. Таким образом, зритель вправе дать волю своему воображению в интерпретации сцены: "Что я делал на чердаке?", "Что моя мама делала на кухне?", и так далее. Честно говоря, я никогда не думал, что эта серия работ произведет такой эффект. Я получаю много отзывов. Люди пишут мне на электронную почту или звонят и говорят, что мои фотографии, действительно, вызвали у них определенные чувства, что они испытывали ностальгию, вспомнили свой собственный опыт и слились с моей работой на личном уровне. Мне рассказывали, что одни люди смеялись, рассматривая эти сцены, а другие плакали. Например, один мужчина вспомнил анекдот, который давным-давно рассказал ему дед в канун Рождества. Фотография прихожей в квартире, где мужчина и женщина находятся в разных комнатах после ссоры, заставила одну из женщин плакать, потому что это напомнило о ссоре ее родителей накануне развода. Думаю, теперь я понимаю, для чего я создал эту серию, и куда мне двигаться в будущем. Я взглянул на свою жизнь и на свою автобиографию в более общем "повествовательном" смысле. Я ищу своего рода аутентичность и способ ее определения. Все началось с моих воспоминаний и продолжается по мере постижения моего настоящего и будущего. Возьмем, к примеру, фотографию гостиной на Рождество. Наряжена елка, подготовлены подарки, просто идеальная картина. Тем временем, мама на кухне готовит праздничные блюда. За окном видно соседский дом, соседскую елку. Наши воспоминания полны противоречий и контрастов, но их разделяют и другие люди, каждый по-своему...".

При желании может получиться знатная детективная история! А есть на выставке и просто созерцательные работы из проекта "Эмпирические зарисовки" — водяные лилии, всякие прекрасные мгновения нашей жизни, которые не грех остановить. Спасибо, Томас!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.