Номер 39 (1333), 13.10.2016

Нужны ли теперь школы?

С таким, почти провокационным вопросом, не так давно ко мне обратился молодой, перспективный и творчески мыслящий студент-программист по имени Ян. Первая моя реакция - возмущение, негодование, неприятие.

Однако позже, остыв, я понял, что нахожусь под воздействием стереотипов, внушенных мне старой советской образовательной системой, да и самим временем тоже. Ведь не было и не могло быть, скажем, в 1980-90 годы тех информационных технологий, которые уже существуют сейчас. Не было ни персональных компьютеров, ни программного обеспечения, ни тех, кто мог бы научить со всем этим работать.

Но время идет. И уже никого не удивляет объявление о наборе на курс дистанционного обучения. Компания Майкрософт, к примеру, разработала целую систему таких курсов и успешно практикует их на протяжении уже не одного десятка лет. Да и в Украине, еще в 2000 году министром образования и науки Украины была утверждена "Концепция дистанционного образования в Украине", в соответствии с которой дистанционное образование считается как "обучение с использованием сети интернет".

Некоторые учебные центры пошли дальше и, помимо групповых занятий, стали предлагать индивидуальное обучение. За эту идею очень быстро ухватились и частные репетиторы. И сейчас можно, при наличии компьютера, подключения к интернету и минимальных программных средств связи научиться печь пирожки, играть на гитаре или даже выучить испанский язык.

Но это все мелочи, которые если и могут заинтересовать, то на частном уровне. Кроме того, тут нужны и усидчивость, и долготерпение, и даже некоторый талант. Поскольку, к примеру, чтобы научиться играть на гитаре, одного желания недостаточно, надо еще иметь музыкальный слух.

И вот никто не заметил, как мы подошли к главному вопросу. Точнее, сама жизнь нас подвела к нему. Мы живем в эпоху высоких технологий и больших скоростей, и чтобы вырваться вперед, обойти конкурентов (в школе, в институте, на службе и т. д.), надо мыслить быстро, а принимать правильные решения еще быстрее. Кроме того, чем быстрее сейчас человек овладеет профессией, тем быстрее у него начнется карьерный рост и больше времени у него будет на приобретение нужного опыта.

Размышляя над всем вышесказанным, вопрос - а нужно ли тратить в школе целых 10 лет, теперь мне не кажется таким глупым. Я даже решил провести небольшой эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки.

В моем опросе приняли участие несколько десятков человек. Это небольшая аудитория. Но вы можете присоединиться к этому эксперименту и самостоятельно провести опрос среди своих знакомых и родственников. Думаю, результаты будут приблизительно такими же.

Так вот, я задавал людям старше 30 лет такие вопросы: что именно вы помните из вашей школьной образовательной программы, какие науки вам пригодились в жизни, что вы считаете полезным и что - совершенно бесполезным из того, что вам преподносили в школьные годы?

Поковырявшись в головах людей, я сделал один удивительный вывод - практически ничего из школьной программы там нет. Ни одной математической формулы никто не вспомнил. Правил правописания смогли вспомнить лишь два-три. Из географии - только общие сведения (материки, страны, моря и океаны), в столицах уже начинали путаться. А об истории уже и говорить не приходится, все в головах перепутано так, что каждому надо снова дать по учебнику и отправить обратно в школу.

Тем не менее опрашиваемые люди были многоопытные бухгалтеры, юристы, маркетологи и даже филологи. То есть, отсутствие школьных знаний никак не повлияло на выбор профессии, приобретение нужного опыта, и даже обустройства в жизни с точки зрения материальных благ.

Возникает вопрос - что же все-таки мы вынесли из школы? Конечно, найдутся те, у кого остались кое-какие приятные воспоминания: первая любовь, школьные походы в кино и цирк, победы на спортивных соревнованиях и шахматных олимпиадах. А у кого-то и не очень приятные: унижения со стороны жестоких одноклассников, отнятые кошельки и авторучки, а также бесконечные зубрежки, разорванные пиджаки, синяки и исписанные красной пастой ученические дневники. То есть, большинство таких воспоминаний, как оказалось, никак не были связаны с учебным процессом!

Теперь в вопросе знакомого мне программиста я увидел некое зерно здравого смысла и подумал, а что если действительно... организовать ИТ-разработчиков и всю школьную программу оптимизировать и сделать единым курсом электронного обучения. Я спросил своего знакомого, а за сколько же лет можно пройти такое инновационное обучение в рамках школьной программы, сколько лет своей жизни можно сэкономить при таком обучении?

Ответ меня, откровенно говоря, шокировал - от 3 до 5 лет. "И ты смог бы сделать такую программу?" - спросил я его. "Одному было бы сложно и долго. Если собрать команду, за год бы управились - ответил он. - Больше того, наши ученики выходили бы более подкованными по всем дисциплинам, потому что подход был бы индивидуальным. А что еще немаловажно - программы вычисляли бы наличие тех или иных способностей у людей и развивали бы их особо. Получилась бы фабрика гениев..."

Вот так... Фабрика гениев. Ни много, ни мало! Звучит фантастически. Но ведь... никто еще не пробовал это сделать, вот в чем дело! А если действительно такой инновационный подход помог бы нам, нашей стране вырастить целое поколение гениальных специалистов, способных по научному и творческому потенциалу вывести страну в мировые лидеры? Но тут уже возникает другой вопрос: а нужно ли это нашему государству и его непробиваемому бюрократическому аппарату. А вот это уже совсем другая история...

Сергей КОЛОВОРОТНЫЙ.