Номер 22 (1316), 17.06.2016

О КАДРАХ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ВСЕ...

С 1 мая вступил в силу новый Закон "О государственной службе". В прессе Закон называют "революционным". Он действительно содержит в себе ряд серьезных новаций, однако, если быть честным, они подтверждают правило: "новое - есть хорошо забытое старое".

Например, введение должностей госсекретарей министерств. Напомню, что подобный эксперимент уже проводился в 2001 году. Более того, введение должности госсекретаря было предусмотрено и в тех изменениях в Конституцию, которые намеревался внести Президент Леонид Кучма. Однако ровно через два года, в мае 2003 года, Президентом был издан другой Указ, который ликвидировал должности государственных секретарей министерств и их замов и вводил должности первых заместителей и заместителей министров.

То, что сейчас эта норма законодательно закреплена - безусловный плюс, поскольку, по Конституции, порядок и организация деятельности органов исполнительной власти определяются исключительно законом.

Из той же категории "хорошо забытого старого" - необходимость проведения конкурса на должности госслужбы. К сожалению, это правило или вообще не соблюдалось, или носило формальный характер. Посмотрим, как будет оно выполняться в нынешних условиях.

К числу плюсов закона я отнес бы разделение политических должностей и должностей государственной службы. Закон, как известно, выводит из госслужбы политиков - то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал. Позитивным моментом является запрет высшим госслужащим на членство в партиях, а всем госслужащим - занимать должность в руководстве партий и принимать участие в предвыборной агитации. Опять же, посмотрим, как будет выполняться...

А вот далеко не бесспорная норма закона - запрет на совмещение госслужбы для председателей местных государственных администраций с выполнением обязанностей депутата местного совета (тем более, что Конституционный Суд Украины еще 4 декабря 2001 года признал такой запрет неконституционным).

В свое время, в бытность председателем Одесской областной государственной администрации, я настаивал, чтобы председатели районных администраций прошли через "сито народного доверия", а именно: баллотировались в областной совет по своим районам. Напомню, что тогда в областной совет избирались по три депутата от каждого района и города областного значения. В целом, замечу, это позволяло получить в итоге довольно профессиональный состав областного совета. Пусть и лояльного, но зато результативного.

Сегодня изменились принципы формирования областных и районных советов. Более того, в рамках заявленной децентрализации ожидаются и определенные изменения в деятельности областных и районных госадминистраций. Поэтому сегодня эта норма соответствует требованиям времени. Тем более, что Закон обратной силы не имеет, а Национальное агентство по вопросам государственной службы поспешило заявить, что граждане, которые совмещают госслужбу и депутатскую деятельность в местных советах до 1 мая, могут продолжать такое совмещение и после вступления в силу новой редакции Закона о госслужбе.

Ну и, наконец, самый острый вопрос - вопрос об оплате чиновничьего труда. За 25 лет мы выяснили, что ничто не обходится так дорого государству, как чиновники с низкой зарплатой. Сегодня в зарплате госслужащего львиную долю составляет не оклад, а различные доплаты - за выслугу лет, за ранг, за интенсивность. Новый закон устанавливает, что общий размер премии госслужащего за год не может составлять более 30 % фонда его должностного оклада. Надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается на уровне 3 % должностного оклада за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 50 % должностного оклада. Все это, конечно, прекрасно, если речь идет, например, об окладе в 10000 гривен. Тогда еще где-то как-то можно вести разговор. Но если речь идет об окладе в две-три тысячи гривен, то толку от этого будет мало.

Много вопросов вызывает норма закона, которая предусматривает возможность финансирования заработных плат госслужащих как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств программ Европейского Союза, международных организаций и других стран. Ведь речь идет о государственных служащих, в том числе и о тех, кто имеет доступ к государственной тайне, к государственным ресурсам и т. д. И без того кадровая политика Украины вызывает недоумение, когда в нарушение норм Конституции и законов по ускоренной программе раздается украинское гражданство "варягам", когда на ключевые должности назначаются граждане других государств. Оплата труда чиновников из внешних источников - это фактическое признание несостоятельности своего государства.

Сергей ГРИНЕВЕЦКИЙ.

Оригинал на сайте

prichernomorie.com.ua/odessa/articles/kolonka-avtora/2016-05-12/1093.php?scv=9