Номер 06 (1300), 19.02.2016

СТРАНА УЖЕ НАХОДИТСЯ НА ГРАНИ

Ниже мы публикуем выдержки из документа, подготовленного группой украинских экспертов и названного ими "СРОЧНЫЕ ШАГИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ".


Сегодняшний кризис украинской политики - это прежде всего кризис доверия. Люди потеряли доверие к политическим институтам, к ведущим политикам и партиям, к способности институтов государственной власти и их руководства проводить реформы в демократическом направлении, что завоевала и однозначно провозгласила Революция Достоинства. В свою очередь, политики не доверяют ни друг другу, ни обществу и перестают полагаться на сознательную поддержку со стороны граждан. Все это не позволяет институтам власти последовательно и целенаправленно вести страну по пути реформ.

Украинское государство, получив после Майдана шанс на динамичное развитие, сегодня теряет этот шанс. Только быстрые изменения, направленные на восстановление доверия и ускорение базовых реформ, способны спасти страну.

Мы, группа экспертов, которые вместе с представителями власти и международными партнерами постоянно принимаем участие в разработке, содействии и контроле за внедрением ключевых системных реформ, считаем необходимым предложить власти как можно быстрее принять меры, направленные на преодоление политического кризиса и ускорение реформ. А именно:

1. Очистка власти и создание технократического правительства по новым правилам

- Органы государственной власти должны быть срочно очищены от лиц с очевидным конфликтом интересов (то есть, совмещающих государственные должности и интересы частного бизнеса), а также от лиц с запятнанной репутацией, потерявших общественное доверие.

- Необходимо сформировать новый Кабинет Министров Украины на основе технического правительства. Это означает, что на должность Премьер-министра должен быть назначен беспартийный авторитетный топ-менеджер с высокой личной репутацией, который до 2014 года не занимал/ла высоких государственных должностей в Украине.

- Премьер-министр должен получить реальные полномочия сформировать состав Кабинета Министров из тех, кто способен в кратчайшие сроки создать в каждом министерстве новые подразделения, могущие осуществлять анализ, прогнозирование и предупреждение вызовов, разработку и реализацию системных реформ. Принцип представительства политических сил не может применяться к формированию технического Кабинета Министров.

- Верховная Рада должна проголосовать за вотум доверия новому Правительству по крайней мере 226 голосами, доверяя ему в целом и прежде всего Премьер-министру, что должно обеспечить ему надлежащую поддержку по совместной с гражданским обществом разработке, поддержке и контролю за проведением реформ.

2. Реформы госслужбы и правительства

- Вместе с назначением нового правительства должны быть внесены изменения в законы о центральных органах исполнительной власти и о Кабинете Министров Украины на основе законопроекта № 2354а. В частности, должны быть осуществлены следующие изменения:

- заместители министров должны назначаться Кабинетом Министров по представлению министров (а не по представлению Премьер-министра, как сейчас);

- должность Министра Кабинета Министров должна быть ликвидирована, а Секретариат Кабинета Министров должен быть сокращен, чтобы остались только подразделения, которые обслуживают заседание правительства и правительственных комитетов;

- анализ политики, выработки публичных политических реформ и управления на принципах открытости и участия репрезентативных представителей сфер, на которые направлены такие политики, должно быть одним из главных приоритетов функционирования Кабинета Министров;

- ускорить вступление в силу нового Закона о государственной службе, с первоочередным вниманием к внедрению института профессиональных и политически нейтральных руководителей аппаратов министерств - государственных секретарей.

- Должно быть обеспечено четкое распределение функций между Кабинетом Министров и Администрацией Президента Украины. Должно быть гарантировано невмешательство внешних должностных лиц и политических деятелей в работу Правительства и министерств, центральных и местных органов исполнительной власти. Их сотрудничество должно осуществляться не иначе, чем в правовой, определенный законодательством способ.

- Должна быть обеспечена справедливая и достойная оплата труда на всех уровнях публичной администрации, в том числе путем оптимизации функций и, соответственно, численности служащих и использования высвобожденных средств для увеличения фонда заработной платы. Также для этого, учитывая ограниченные на данный период возможности государственного бюджета, должен быть создан независимый, прозрачный и контролируемый должным образом Фонд, который будет получать финансовую помощь от международных и украинских доноров.

3. Налаживание эффективной коммуникации правительства с обществом

- Эффективная система коммуникации правительства с гражданами должна быть настроена на включение граждан в процесс разработки и внедрения государственной политики ради преодоления имеющегося отчуждения между властью и обществом.

4. Принятие и внедрение нового закона о выборах

- Как можно скорее должен быть принят новый закон о выборах народных депутатов Украины, который соответствует положениям действующего коалиционного соглашения. В частности, новый закон должен устранить мажоритарный компонент и закрытые партийные списки как наиболее благоприятные для политической коррупции.

Только при выполнении изложенных условий мы и в дальнейшем готовы максимально сотрудничать с властью во внедрении реформ, считать действующую власть нашим достойным союзником и надежным партнером. При другом развитии событий мы будем информировать общество и международных партнеров о вызовах, которые ставят под сомнение наше доверие к политическим элитам.

Есть только две опции выхода из политического кризиса для последовательного осуществления реформ: очищение власти и техническое, профессиональное правительство или досрочные выборы, вероятно, не только парламентские, но и президентские.

Мы призываем все активные силы гражданского общества присоединиться к этому заявлению и к действиям, которые будут способствовать преодолению кризиса доверия в современной Украине.

(Переведено с украинского
с некоторыми сокращениями.)