Номер 10 (1057), 18.03.2011

ПОКА НЕ ПРОЙДЕНА "ТОЧКА ВОЗВРАТА"

О знаменитом доме Руссова по Садовой, 17, и его плачевном положении наша газета писала. С той поры видимых изменений нет. Может быть, дома Руссова на Софиевской радуют глаз, вызывают восторг у сограждан, гостей города? Отнюдь нет. Замечательные архитектурные творения являют собой удручающее зрелище. Ободранные стены, аварийные балконы, подпертые наспех сваренными уродцами из металлических профилей. Сохранились фрагменты штукатурки, декоративной кирпичной кладки. Сиротливо выглядят мужские головы в рыцарских шлемах. С углового 13-го номера (со стороны Торговой, 10) сбита вся штукатурка. Такая же судьба углового дома по Елизаветинской. Что было на их фасадах ранее, какими элементами они были украшены? Уже неизвестно. Совсем недавно вдоль названных домов стояли четырехэтажные леса, велись какие-то предварительные реставрационные работы. Теперь все демонтировано. Между тем установка, разборка, доставка и вывоз тонн металлических труб тоже обходится недешево...

Правда, кое-что в области реконструкции и ремонта старинных зданий недавно уже сделано (фасады домов, выходящих на Екатерининскую площадь, Приморский бульвар, на Дерибасовскую). Хотелось бы расширить границы...


К сожалению, большинство конструктивных решений внешне привлекательных зданий нельзя признать надежными. Балки перекрытий, балконов, эркеров (включая стойки последних), в основном, деревянные, карнизы вытягивались по дранке, декоративные детали, кронштейны армированы камышом. В то время стены были толстые и тяжелые, в основном из ракушечника, уступающему кирпичу по прочности. Стены же полнотелого кирпича неэффективны из-за высокой теплопроводности. Дырчатого кирпича в ту пору не выпускали. Бетон и железобетон, каркасные системы появились позднее...

С любопытными фактами знакомит история. Французская королева Мария Антуанетта, чтобы развлечь себя и своих друзей, велела построить возле Версальского дворца, небольшую деревеньку. Разумеется, это была королевская игрушка, деревня, в которой крестьянские девушки должны были, напевая, полоскать белье в ручье, а коров начисто мыли и повязывали им цветные бантики. Мария Антуанетта приказала, кроме того, чтобы на фасадах вновь построенных крестьянских домов были нарисованы трещины.

Трещины, однако, чаще всего рисовать не приходится, они появляются сами. И однажды появившись, они многое раскрывают относительно грунта, на котором стоит сооружение.

Как правило, здание оседает сильнее всего в той части, откуда идет вверх трещина. Если, к примеру, на фасаде появляются трещины в форме печатной буквы "А", то это означает, что средняя часть здания осела сильнее, чем боковые. Если же рисунок трещин напоминает букву "V" то у здания интенсивнее оседают крайние стены.

Одесса строилась в основном на структурно-неустойчивых грунтах - лессах (лесс в переводе с немецкого - растворимый). Породах, быстро размокающих в воде, вследствие размывания скрепляющих их известковых связей, дающих дополнительные осадки. Такое воздействие на лесс, кроме атмосферных осадков, оказывают текущие, годами не ремонтировавшиеся коммуникации. Сказывается и влияние катакомб. А фундаменты в городе неглубокого заложения. Поэтому в течение долгих лет оседал Оперный театр. Произведенная в 60-х годах силикатизация не дала желаемого результата. При обследовании обнаружилось, что фундаменты буквально зависли над пустотами, а участки окаменевшего жидкого стекла оказались в стороне. Во избежание аварии пришлось по обе стороны от фундаментов выполнять железобетонные инъекционные сваи и соединять их головы ростверками (балками), подведенными под старыми фундаментами...

Итог. Нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы сохранить старые здания, без которых Одесса не Одесса. Пока, используя авиационный термин, не пройдена "точка возврата", т. е. еще осталось в баках топливо на обратный путь (когда аэродром назначения самолет принять не может).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.