Номер 24 (1020), 25.06.2010

МНЕ ЗДЕСЬ МАЛО МЕСТА

На получение стипендии Эдмунда Маски было подано несколько тысяч заявок со всей Украины. В результате комиссия отобрала 15 человек. В их числе оказалась и аспирантка Одесского экономического университета Юлия Николаенко. Два года назад мы рассказывали о молодой красавице, обладающей двумя дипломами о высшем образовании (Юлия окончила также факультет романо- германской филологии ОНУ им. Мечникова), огромным запасом энергии и стремлением реализовать себя в серьезных проектах. И вот такая возможность ей представилась.

Для справки. Эдмунд Маски - видный политический деятель США. В 1992 году основана программа его имени для специалистов с высшим образованием из 12 стран бывшего СССР. Стипендия Э. Маски дает возможность получить магистерскую степень в университетах США по пяти специальностям: "деловое администрирование", "экономика", "государственное управление", "государственная политика", "юриспруденция". Участники программы за два года проходят полный академический курс, профессиональную стажировку по его окончании, разрабатывают и реализуют проект, направленный на поддержку местного сообщества.

- Юля, прежде всего, прими наши поздравления. Попасть в число 15 лучших со всей Украины - это, конечно, звучит гордо. Но ответь на вопрос, который наверняка возникнет у многих читателей: неужели в самом деле вот так просто можно взять и выиграть этот конкурс?

- Во-первых, "так просто" ничего не бывает. И блат, и тем более взятки в данном случае категорически исключены. А права поехать в США я добилась с третьего захода. Перед этим дважды была альтернативной финалисткой, т. е. если бы кто-то отказался, то я бы поехала. Так что нужна настойчивость и понимание того, чему ты хочешь научиться.

Кстати говоря, при собеседовании комиссию больше всего интересует вопрос: зачем тебе это нужно, и что ты будешь делать с полученными знаниями?

- И как же ты него ответила?

- Я подавала заявку на специальность "государственная политика" с уклоном в образование. Проучившись в двух весьма престижных по нашим понятиям вузах, имея опыт преподавательской работы, я увидела, как много недостатков в нашей системе образования. А главное - в Украине начисто отсутствует стратегия развития образования, и вот я хочу учиться тому, как эту стратегию разрабатывать и реализовывать.

- Но ведь у нас постоянно твердят, что советская система образования была едва ли не лучшей в мире, и надо просто вернуться к ней, а не искать невесть чего на Западе...

- Единственное преимущество нашей системы образования - это ее широта. В Америке образование всегда было уже, но зато неизмеримо глубже. И если пытаться сравнивать знания и умения выпускников наших и американских вузов (а у меня были такие возможности), то это просто несопоставимые вещи. Обучение у нас страшно оторвано от практики. Наши молодые специалисты, даже получив диплом с отличием, вынуждены еще несколько лет учиться на своем рабочем месте.

Однако почему-то у нас существует стереотип, будто американцы - "тупые", а мы все из себя такие умные. Я не берусь судить обо всех, говорю только о своем опыте. Впервые я приехала учиться в США еще школьницей, в 2001 году. Так вот, хоть я была отличницей, мне там было совсем не просто. И это в некоем Нормане, в некой Оклахоме, о которой сами американцы говорят, что это Богом забытое место. Но тем не менее... Я давно уже пришла к выводу, что легко будет и там, и здесь, если ничего не делать. Но если заниматься, как следует, то сложно будет, и там и здесь. Вот и все.

В системе образования США и Европы есть одно большое преимущество: там студенты выбирают не столько предмет, сколько преподавателя. У них нет нашей обязаловки, когда студенты вынуждены слушать лекции того, кого им назначили. Потому самим преподавателям нет особого смысла как-то повышать свой уровень: все равно ему дадут нагрузку, он придет, отчитает свои часы, и студенты вынуждены будут его слушать (или не слушать), но сдавать экзамены придется именно этому преподавателю, и никому другому.

В западных вузах существует конкуренция среди преподавателей. Если студенты тебя игнорируют, не ходят на лекции, то все - гуляй, остаешься без денег. И это одно из тех нововведений, которые, я считаю, пора внедрять у нас. И чем быстрее, тем лучше. Я с большим уважением отношусь к нашим ветеранам педагогики, но все же как-то нелепо читать лекции по советским книгам и конспектам.

- Юля, но ты же прекрасно знаешь, что многих студентов такое положение вещей вполне устраивает. Им проще заплатить энное количество денежных знаков, и не "пудрить себе мозги", готовясь к занятиям и экзаменам.

- Но есть умные ребята, которым просто неинтересно учиться по старинке: выучил параграф из учебника - ответил - получил оценку. Им нужны новые формы, новые методы.

Я вела на пятом (выпускном) курсе такой сугубо специальный предмет "Профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг", где очень много теории. Но вот каким образом я построила занятия: дала ребятам американскую книжку "Покер лжецов", и мы вели деловую игру в этот "покер" целых четыре пары. Смотрели фильмы, обсуждали их, ребята готовили индивидуальные задания, словом, был настоящий интерактив. И что меня поразило: на первой паре, в восемь утра почти вся группа уже сидела в аудитории. А потом я узнала, что студенты пошли к завкафедрой и просили, чтобы я вела у них занятия и по другим предметам. Мне это было приятно, но, к сожалению, в своем сегодняшнем статусе я не могу повлиять на процесс в целом. Мне нужны другие навыки, другой статус, чтобы подобные вещи развивать и внедрять.

- Но разве для этого обязательно ехать в Штаты?

- Вы знаете, я родилась в Одессе, у меня ментальность одесская, но я никогда прежде не думала о скоротечности жизни.

Вот недавно моя подружка отмечала 25-летие. И какие же были основные тосты: чтобы у нее поскорее появился муж, дети, была достойная работа... Мне это резануло ухо. Потому что буквально перед тем я вернулась из Берлина, где участвовала в научной конференции вместе с 45 молодыми учеными из ведущих европейских стран. Так вот, у них совсем другие цели и представления о жизни. Например, многие едут учиться в другую страну, чтобы лучше узнать и понять ее культуру. Вот это - действительно элита. В отличие от нашей, так называемой, "элиты", которая нигде не была дальше турецких пляжей. А почему? Да потому что у нас к 25-30 годам основная жизнь уже вроде как прожита. Есть образование, семья, работа - и к чему стремиться дальше? Рутина... Я понимаю, откуда у нашей "элиты" этот пафос, эта гонка - кто "круче". Да просто людям больше заниматься нечем, у них уже все в жизни случилось.

А на Западе к 30 годам человек только получает образование и находит работу, где он может не подрабатывать, а зарабатывать. Ему есть куда стремиться, расти, поскольку сама система стимулирует саморазвитие.

- Ну, хорошо, а что тебе мешает жить так? Умом Бог не обидел, внешностью тоже. Удачно выйти замуж - вряд ли является проблемой. Тогда что тебя заставляет жить иначе?

- Трудно сказать. Наверное, сказывается воспитание, характер. А главное - мне тут мало места. Я, наверное, слишком активная и мне нужно куда-то выплескивать энергию.

- Мы начали с вопроса, который непременно возникает, давай таким же завершим. Я понимаю, зачем тебе нужна учеба в Штатах, а вот зачем ты нужна Штатам?

- Такой вопрос нередко задают своему правительству и сами американцы: к чему, мол, тратить такие большие деньги на разные программы для иностранцев? На что замечательно ответил Колин Пауэлл, бывший госсекретарь США: "Люди, которые прожили у нас хотя бы год, уже никогда не будут врагами Америки". И это - правда. Вы можете плохо относиться к политике американских властей, но после того, как я прожила там год, и у меня появились друзья, я знаю, что люди там абсолютно нормальные и ничем в глобальном смысле не отличаются от нас. И мы никогда не пойдем против этой страны.

- Юля, но, положа руку на сердце, захочешь ли ты после двух лет учебы вернуться сюда?

- Одно из условий стипендиальной программы, под которым мы подписываемся, - это то, что после ее окончания я обязана уехать из Штатов.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.