Номер 35 (980), 11.09.2009

ЖИЗНЬ, ПРОЖИТАЯ НЕДАРОМ

Жительнице нашего города Раисе Сергеевне Блажиевской 20 июля исполнилось 90 лет. Родилась она в далеком Троицке Челябинской области. Отец ее родом из этих же мест, мать из Чернигова.

После службы в Красной Армии отец совсем молодым (грамотных было мало) сразу же был назначен начальником Троицкой милиции.

Раиса окончила местную семилетку и, проучившись еще год, после 8-го класса по призыву комсомола "Дадим стране 150 тысяч летчиков!" приехала в Ростов-на-Дону. Поступила в Батайске в летное училище имени Баранова. Завершить обучение не удалось. Она была отчислена с последнего 3-го курса из-за отца - тогда начальника паспортного отдела всей Иркутской области. Его арестовали в 1933 году по сфабрикованному обвинению. Сидел он в одной камере с будущим маршалом К. К. Рокоссовским и профессором А. Казанцевым.

- Месяц назад, - говорит Раиса Сергеевич, - из интернета узнала, что отец был объявлен врагом народа и японским шпионом, связанным с самурайской разведкой. Освобожден он был в 1939 году...

Мне пришлось вернуться в Иркутск к матери, ютившейся с тремя детьми и еще одной семьей "врага народа" на чердаке при 40-градусном морозе. На работу нигде не принимали. Так и жили, поддерживая друг друга.

Пошла в аэроклуб с какой-то справкой. Начальник принял на свою ответственность и спросил о технической подготовке. Поручил читать курс аэронавигации, аэродинамики, метеорологии...

В начале 40-х годов пришла разнарядка: направить человека в Ленинградскую летную школу. Доучивалась в Ленинграде до 20 мая 1941 года. Вернулась в свой аэроклуб уже штурманом и летчиком. Получила назначение в Иркутское управление гражданского воздушного флота.

Перед самой войной отправили в авиационную лесоохранную экспедицию. Прокладывали маршруты для наблюдения за очагами возгорания. Леспромхозы давали заявки. Обнаружив огонь, сбрасывали вымпелы. Приборов никаких, все визуально.

Рано утром 22 июня вылетели на По-2 по трассе Улан-Удэ - Чита. В моторе при изменении режима пилотирования раздавался непонятный стук, потом он заглох. Начали планировать с 1500 метров (выше нужен дополнительный кислород). Наконец под крыльями среди бесконечного леса увидели площадку с домиками, окруженную 15-метровыми деревьями. Оказалось, посадила самолет в селении староверов, с давних пор обживших эти края. Вышла на крыло и сняла шлем. Поселенцы изумились: "Баба!" Открыли капот и видим, что техник забыл у цилиндра 5-цилиндрового двигателя гаечный ключ. Горючее было на исходе. Обратилась к сельчанам с просьбой закрыть ямы на взлетной полосе и держать самолет за хвостовой стабилизатор и крылья. Когда прогрелся мотор, дала газ. Самолет рванулся, облепивших его людей отбросило в разные стороны. Пошли на обратный курс. На аэродроме нас уже считали погибшими. Идем на посадку, навстречу бегут люди, кричат: "Война! Война!.."

Направили пилотом-инструктором в 83-ю учебную эскадрилью. Прибывали демобилизованные, направляемые райвоенкоматами. Среди них был Владимир Сергеевич Блажиевский, ставший в дальнейшем моим мужем (у него была другая специальность, но он захотел стать летчиком).

Перед зданием аэровокзала во Внуково стоит стела, на которой выбиты имена первооткрывателей реактивного гражданского воздушного флота. Среди них - Блажиевский В. С., в июле 1955 года совершивший первый рейс на ТУ-104...

20 июля 1942 года курсанты подарили мне ко дню рождения золотой браслет с аметистом. На него мать приобрела два воза сена, позволившего целый год кормить корову и выжить...

До 1944 года я обучала курсантов летному делу. Их было более 100. Они участвовали в боях на всех фронтах.

Поначалу носила военную форму с тремя "кубиками" на петлицах - старший лейтенант, но потом мы перешли в подчинение гражданского ведомства, и я даже не имею статуса участника боевых действий...

В августе 1985 года на базе 64-й средней школы (директор А. А. Акудович) создан клуб "Юный летчик". Обучение будущих пилотов проходило на ЯК-18. На этом самолете начали свой путь в небо тысячи летчиков послевоенного периода. В Одесском аэропорту им преподавали заслуженные пилоты В. А. Филимонов и Л. А. Столярова.

- С Лидией Алексеевной Столяровой, - продолжает Раиса Сергеевна, - я познакомилась еще в 1936 году в Батайском училище. Она уже тогда самостоятельно управляла самолетом, а здесь совершенствовалась под руководством инструктора, прославленной летчицы Евдокии Бершадской, которая в годы войны после гибели Марины Расковой командовала женским полком бомбардировщиков.

Летчица-миллионерша (т. е. налетавшая миллионы летных часов), гвардии майор Л. А. Столярова командовала мужской эскадрильей 5-й воздушной армии. Как-то она летела на задание вблизи Сталинграда. Поскольку детство ее прошло на окраине города, то ей захотелось хоть с высоты увидеть свой родной дом. Пролетая мимо, она разглядела в квартире группу фашистов за столом и приняла невероятное решение: забросить туда гранату. Ее второй член экипажа точно попал в окно. Фашисты были уничтожены, пострадал и собственный дом.

Вновь встретилась Раиса Сергеевна с Лидией Столяровой в 1963 году в Одессе. Столярова летала тогда в составе Одесского авиаотряда. Проживали они на одной улице, их дома располагались недалеко друг от друга, и до самой кончины Лидии Алексеевны в 1995 году они дружили. С трудом друзьям и соседям удалось добиться места на Втором христианском кладбище, у забора со стороны улицы Бреуса. Похоронить легендарную женщину, известную своими подвигами не только в Украине, но и во всем бывшем СССР, на месте, где когда-то выбрасывали мусор! С этим Блажиевская не могла смириться. Обратилась к Гриневецкому. Недавно Сергей Рафаилович обещал установить мемориальную плиту на Аллее славы...

В 80-е годы проходил съезд ДОСААФ. Раису Сергеевну пригласили в составе делегации Одесской области на ВДНХ. Там трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин вручил ей "Почетный знак ДОСААФ СССР" и сказал: "Молодец. Готовь летные кадры". Кажется, этот знак в Одессе единственный. Раиса Сергеевна имеет и знак, выдававшийся авиаторам, налетавшим более 100 часов...

По идее Р. С. Блажиевской создан хор "Ветеран" Малиновского района, и Раиса Сергеевна - постоянная ведущая концертов.

Хор начинался в 1987 году, когда собрались несколько ветеранов, очень любивших петь. Одним из первых руководителей и организаторов хора была Нина Борисовна Каган, воевавшая на Сталинградском и 1-м Украинском фронтах, участвовавшая во взятии Праги и Берлина. В 1992 году хор возглавил военный дирижер полковник в отставке Михаил Захарович Кибкало.

Каждый, приходивший в коллектив, являлся уникальной личностью. С годами хор набирал силу. С успехом выступал на различных площадках. Не раз становился лауреатом и дипломантом городских фестивалей народного творчества.

За плечами участников - долгие и долгие годы прожитых лет. Казалось, отдыхать бы сейчас ветеранам глубокого пенсионного возраста, возиться с внуками и правнуками, но они хотят жить полноценно, интересно, общаться с людьми и приносить пользу обществу. И когда они выстраиваются на сцене, зрителей ослепляет блеск боевых наград солдат, выстоявших и победивших в самой страшной из войн.

Величальной песней собственного сочинения "Будь славен хор!" коллектив, насчитывающий до 40 человек, по традиции начинает концерты...

Раисе Сергеевне Блажиевской, летчице, открывшей путь в небо целой плеяде военных пилотов, матери двух детей, бабушке и прабабушке (пять внуков и правнуков) исполнились 90 лет. Поздравляем ее со славным юбилеем.

На фото: Р. Блажиевская
в 1941 г. и наши дни.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.