Номер 46 (942), 5.12.2008

ТАЙНЫ ПУГОВИЦЫ, или ПУГОВИЦЫ ТАЙНЫ

Сегодня у читателя есть возможность расстегнуть одну из них. В этом нам помогли педагоги и учащиеся Одесского высшего профессионального училища сферы услуг, где недавно открылся оригинальный клуб "Все о деталях".

Дело в том, что само слово "пуговица" - славянского происхождения и связано, по мнению многих исследователей, со словом "пугати". Именно этой деталью фурнитуры (как теперь принято называть элементы, связанные с отделкой одежды) в былые времена отпугивали злых духов, пришивая пуговицу к самым незащищенным местам - вороту рубахи и рукавам, которые к тому же украшали заговоренным орнаментом. С той же целью пуговки делали блестящими, зеркальными - для отражения злого взгляда, - а еще помещали в полую пуговицу камушек или дробинку, которая при ходьбе отпугивала своим звуком всякую нечисть. (Чем не современные китайские колокольчики?) А, может быть, кто-то из вас, чертыхнувшись на перебежавшую дорогу черную кошку, поскорее хватается за пуговицу? Это тоже отголосок древнего поверья, мол, пуговка защитит вас от неприятностей, о которых якобы предупредила злополучная кошка.

Впрочем, пока малышка-пуговица дошла до глубин мифологизированного сознания наших предков, она целые тысячелетия верой и правдой служила древнему человечеству. Одежды из звериных шкур скреплялись кусочками дерева или кости, - чем не пуговица? На заре цивилизации человек откажется от таких застежек и будет просто запахивать одежду, перетягивая ее поясом, как и сегодня делают с японскими кимоно и среднеазиатскими халатами. Позднее придумают завязки, булавки, пряжки. И, наконец, древние греки "снова изобретут" пуговицу, застегивая свои туники на плече при помощи приспособлений, похожих на пряжку (фибулу), и навесных петелек.

Ну а сегодня мы настолько зависимы от этой "мелочи жизни", что воспользуемся знаменитыми словами Аркадия Райкина: "Что главное в одежде? Правильно! Пуговица: на ней штаны держатся".

А знаете, почему у мужчин одежда застегивается слева направо? Этим они обязаны средневековым рыцарям. До тех времен правая пола одежды заходила на левую одинаково у мужчин и у женщин. Но воин шел на врага левым плечом вперед, защищая его щитом. Связкой "пуговица - петля" надежно смыкались полы рыцарского панциря, и было жизненно важно, чтобы левая пола накрывала правую, иначе вражеский меч мог проскользнуть в зазор между ними. Времена рыцарей давно в прошлом, а мужчины до сих пор "защищаются" от кого-то традиционной застежкой слева-направо.

Интересно, первыми пристрастие к пуговицам проявили именно мужчины. В XIII-XIV веках в Европе возникли первые союзы ремесленников-пуговичников: это производство стало весомой частью экономики, ведь пуговиц требовалось невероятное множество. Мужской костюм застегивался на частые пуговицы от подбородка до талии, рукав - от локтя до манжета. Пуговица - из золота, серебра, слоновой кости, обтянутая дорогой парчой - стала знаком достатка и знатности.

А что говорить о монархах? Франциск I однажды заказал ювелиру для отделки одного только бархатного костюма 13 600 (!) маленьких пуговиц. В костюме французского дворянина XVII века было чуть меньше шестисот пуговиц, а знаменитый мушкетерский плащ имел "всего лишь" 150! Необычайно дорогие костюмы были частью политики Франции - законодателя мод в Европе. Шелковое производство в Париже и Лионе поддерживалось производством обтянутых шелком пуговиц. В Англии и Германии чуть позднее изготовление пуговиц из металла способствовало развитию металлургии.

На Руси при Екатерине II появилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. В костюме, украшенном такими пуговицами, появился однажды на одном из великосветских приемов Михаил Васильевич Ломоносов, основавший в 1753 году фабрику по производству стекла и мозаики. Президент Академии художеств И. И. Шувалов посмеялся: неужто Михайло Васильевич не может себе позволить нормальные пуговицы из серебра или золота с самоцветами? Ломоносов ответил обидчику стихотворением "Письмо о пользе стекла".

А король Георг III увлекся разработкой новых моделей пуговиц до такой степени, что был высмеян в памфлете "Анекдоты о пуговичнике".

Прекрасная половина человечества, в отличие от мужчин, долго сопротивлялась пуговичной лихорадке, упорно предпочитая булавки, завязки и другие виды застежек. Но когда в моду вошли женские блузки, застегивающиеся спереди (до конца XIX века правила требовали застежку сзади), дамы со свойственным им максимализмом опередили своих джентльменов: как отметили в одном модном журнале тех лет, "женщин обуяло пуговичное безумие".

Пуговица в форменной одежде - военной и ведомственной - отдельная страница истории. При Николае I строго наказывалось любое самовольство в отношении мундира, в том числе и расстегнутый не вовремя воротник. Петлицы и эмблемы к ним использовались в разные времена для обозначения определенного рода войск. Якорь на пуговицах моряков, крылья на летном обмундировании - привычные детали, без которых немыслима униформа. Недаром Эрих Мария Ремарк писал, что можно стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого; "но если у вас нет пуговицы - каждый обратит на это внимание".

И напоследок - прислушайтесь к поговорке: "Хочешь иметь недорогой новый костюм - поменяй пуговицы на старом".

Обо всем этом мы узнали на открытии клуба "Все о деталях" - новой интересной идеи директора ОВПУ сферы услуг Светланы Пипич, воплощенной ее неунывающим коллективом. Первое заседание клуба прошло в рамках областной научно- практической конференции педагогических работников швейного профиля, проводимой научно-методическим центром профессионально-технического образования в Одесской области. По словам методиста центра Татьяны Волошенко, подобные заседания методических секций систематически проводятся на базе учебных заведений области и способствуют повышению уровня подготовки конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда. Специалистов швейного профиля сегодня готовят 17 учебных заведений области, но одесское ВПУ выделяется среди них не только более чем 60-летней историей и традициями, но и глубиной подготовки специалистов, многие из которых продолжают образование в вузах, возглавляют современные ателье, мастерские, салоны. Последние годы училищу пришлось отражать настойчивые рейдерские атаки, но вереница судов, кажется, лишь укрепила творческие силы коллектива и его невероятно энергичного и увлеченного своим делом руководителя. Открытие клуба "Все о деталях" - очередное тому подтверждение.

Ирина ДЕНИСОВА.